Найти в Дзене
МАТЕРИК

Как нацисты без зазрений совести убили миллионы?

Оглавление

Исследователь Стэнли Милгрэм, интересуясь темой холокоста, пытался понять, почему стали возможны нацистские лагеря с той мерой жестокости, которую проявляли немецкие солдаты к невинным людям. При том, что они были адекватны и психологически здоровы. Его ужасало и приводило в недоумние, как люди могли считать нормой убивать людей в таком же количестве, как выпускать норму по производству хлеба или металла.

Мысли о таком бесчеловечном поведении и о преступлениях таких масштабов могли возникнуть в голове у одного отдельного человека, но как заставить миллионы людей действовать таким же образом? Неужели с помощью манипуляций и подчинения?

Стэнли Милгрэм
Стэнли Милгрэм

В 1961 году в Иерусалиме судили Адольфа Эйхмана, человека, который руководил массовым уничтожением евреев в нацистской Германии. Это событие было не таким однозначным, как может показаться с первого взгляда. С одной стороны — это было долгожданное справедливое наказание, а с другой — важный процесс для изучения и развития социальной психологии человека.

Линия защиты виновного была построена на том, что он, управляя конвейером смерти, всего лишь выполнял свои рабочие обязанности, следовал требованиям и приказам. И с этим было трудно поспорить, поскольку сам Эйхман вовсе не был похож на нездорового садиста. Он был абсолютно нормальным и адекватным.

Адольф Эйхман
Адольф Эйхман

В результате размышлений об этой истории Стэнли Милгрэм придумал эксперимент, главной задачей которого было выяснить:

До какой степени подчинения могут дойти обычные психологически здоровые люди под давлением авторитета? Способны ли они причинять боль невинным, при условии что это будут их рабочие обязанности?

Исследование проходило в подвале Йельского университета в первоклассной лаборатории. В нем участвовали более 1000 человек одного пола и возраста. Испытуемым не говорили настоящую цель исследования, они были уверены, что приглашены для проверки влияния наказаний в ходе какого-либо обучения и запоминания информации.

-4

В эксперименте принимали участие: наставник (экспериментатор), учитель (настоящий испытуемый) и ученик, который на самом деле являлся подставным актером.

Согласно правилам, ученику было необходимо заучить длинный список, состоящий из парных слов, а учитель должен был проверить, запомнил ли он необходимые данные. При каждой допущенной учеником ошибки, учитель должен был давать ему разряд током. А с каждым промахом разряд увеличивался.

До начала эксперимента Милгрэм устраивал показательную жеребьевку, в ходе которой как будто бы случайным образом определялось, кто из двух кандидатов займет роль учителя, а кто — ученика.

-5

До начала опыта учителя обязательно по-настоящему били током напряжением в 45 вольт. Смысл данного действия был в том, чтобы участники эксперимента не засомневались в правдоподобности всего происходящего и испытали ту же боль которую предстоит получить ученику. В дальнейшем испытуемый и актер не видели друг друга, но могли слышать.

По технологии эксперимента ученик отвечал один раз правильно, а следующие три раза подряд совершал ошибки, поэтому при прохождении первого этапа «образования» разряды напряжения достигали 105 вольт. Актер якобы умолял прекратить издевательства, чтобы испытуемого начала мучить совесть, он испытывал стресс и переживания.

-6

Тогда Милгрэм успокаивал подставного ученика, убеждая его в том, что все находится под контролем и с ним все будет в порядке. Таким образом настоящий испытуемый так же успокаивался и продолжал подчиняться правилам эксперимента.

Чем дальше заходил опыт, тем выше был электрический разряд, а ученик кричал всё больше, изображая ужасные страдания. Испытуемый начинал сомневаться в своих действиях и пытался отказаться, однако Милгрэм спокойным, уверенным и вежливым тоном убеждал его, что ответственность за жизнь ученика он берет на себя.

-7
Важно отметить, что не было никаких угроз, насилия или обещания вознаграждения за то, что испытуемый дойдет до конца.

Предварительные прогнозы результатов эксперимента:

Четырнадцать студентов-психологов получили условия эксперимента и им было предложено спрогнозировать результаты и то, как будут вести себя испытуемые. Каждый из них был уверен, что меньше 3% участников дойдет до конца и ударит напряжением в максимальные 450 вольт.

Коллеги Милгрэма считали, что вряд ли кто-то из подопытных пройдет даже половину ударов, руководствуясь тем, что нормальный адекватный человек никогда не сможет причинить боль невинному незнакомцу ради какого-то эксперимента.

-8

Однако в одном из экспериментов 26 из 40 испытуемых довели пытки эклектрическим разрядом до максимума. Если бы они реально били током своих «учеников», то это привело бы к летальному исходу. Остальные 14 испытуемых дошли не меньше, чем до разряда в 300 вольт, что так же может убить человека.

После опыта у всех участников брали интервью, в котором они пытались доказать, что они не садисты и им не приносило удовольствия бить жертву током.

-9

Эксперимент повторяли, интерпретировали и критиковали не единожды, но практически всегда результат был одинаковый:

Люди, не зависимо от пола, возраста или профессии, готовы под влиянием авторитета зайти настолько далеко, что могут причинить боль или даже убить.

Стэнли Милгрэм своим экспериментом показал, почему нацисты убивали миллионы людей без зазрений совести, однако в любом случае нельзя оправдывать их жесткость и убийство.

Мы призываем включать критическое мышление, анализировать и принимать решения только самостоятельно.

Что вы думаете по этому поводу? Поделитесь своим мнением в комментариях.

Заплывай на МАТЕРИК через ВКонтакте и Instagram.

Также вы можете прочитать наши статьи о других психологических экспериментах: