Природа настолько очистилась, что к нам вернулось кино
Я становлюсь специалистом по съемкам мест съемок. Этим летом у меня уже состоялся мини-тур по местам, где создавался сериал «Зулейха открывает глаза» - вот репортаж из Семрука, а еще был музей татарского быта в селе Исаково (об этом, конечно же, стоит написать, только когда?). И, видимо, по инерции, мне коллега предложила смотаться в Алексеевский район – туда как раз приехали режиссер Сергей Батаев, а также актеры Сергей Горобченко, Сергей Мосейко, Владимир Карпук и актрисы Наталья Щукина и Алина Галиаскарова. Ну и группа, разумеется. Начались съемки фильма «Бойцовая рыбка из села Речное».
Сейчас я в очередной раз буду каяться, что я ничего не знаю и ничего не понимаю (каждый раз так!) Но из всей этой компании мне более-менее был знаком только Горобченко. Один из великой четверки несравненного «Бумера» - это ж круто! А потом – герой бесчисленный сериалов, которые я не смотрела. Знаете, что я последнее видела в главной роли с Горобченко? Мелодраму «Квартирантка». И это было лет сто назад.
Наталья Щукина - актриса театра «Ленком». Но где мы и где «Ленком», правда? И сериал «Отель «Элеон», где она снималась, я тоже не смотрела.
Зато Казанский ТЮЗ под боком, поэтому актера Сергея Мосейко я знаю в лицо. Хотя и в ТЮЗе не была уже давненько, даже не помню, когда в последний раз…
В общем, ехала я туда, как школьница, не сделавшая домашнее задание. Не видела, не смотрела, не знаю. Накануне смотрела даже не «Бумер», а «Однажды… в Голливуде».
Зато от души было радостно, что лето. Потому что еще очень свежи в моей памяти воспоминания о «Зулейхе», которую снимали в Казани в 20-градусный мороз. Целый съемочный день под снегом… И я ведь умудрилась тогда не заболеть!
Еще радовал пейзаж за окном. Путь в Алексеевский район лежит через район Лаишевский, и там поля, немного леса и потом – Кама. Не знаю, я в этом году стала просто фанатом Камы. До этого жила и жила, ну Кама и Кама, течет себе где-то. Теперь впадаю в дикий восторг, когда вижу реку. Самоизоляция, что ли, сказалась? Скучаю по морю?
В общем, путь не близкий, но весьма увлекательный. Перед Алексеевским – Сорочьи Горы, мост через Каму, места красивейшие! Ну я и подумала, что мы сейчас метнемся куда-нибудь на берег, внутрь этой красоты…
Ан нет. Свернули от Камы подальше, и по побитым ветрами полям подъехали к ферме. Ну, это все ее так называли – «ферма». Я ожидала, опять-таки, увидеть тучных коров, лошадей, возможно, даже гусей, дом какой-нибудь деревенский, горницу колоритную. Но нет. Ферма представляла собой то, что у нас в деревне зовут МТС - машинно-тракторная станция. Техника, ангары… Никакой горницы, короче. Из живности только ласточки.
Когда мы подъехали, съемочная группа заканчивала обед. Даже неловко стало: люди едят, отдыхают, а тут мы. Но куда деваться, надо работать.
За что я себя хвалю, так это за умение углядеть главного героя. Но тут задача была легкая: ищи кого-нибудь двухметрового, вот тебе и Горобченко.
Честно вам признаюсь, была у меня идея скачать и включить на всю дурь мелодию из «Бумера». Была такая мысль! Но… это ж банально. Это, наверное, уже делали и до меня гораздо более хамоватые товарищи. Автор музыки – Шнур. Сергей Шнуров! Как будто целую жизнь назад это было, вы помните? Из каждого телефона пищало. А на какой-то новый год песню «Черный бумер» Серега пел по ТВ. Какой же это был год, уже не вспомнить…
Но мы сначала напали на Наталью Щукину.
Коллеги дотошно расспрашивали ее, где живет группа (в Алексеевском, в гостинице), что ест (кормят хорошо), во что одевается ("сейчас я в своем, но у моей героини есть такой сарафанчик…"). У актрисы деревня вызвала ностальгию по детству. Она родилась в Барнауле (так, сейчас главное – радостно не орать про Алтай!) В общем, Наталья выдала много мелких подробностей и частностей, упомянула съемки у Рязанова, а еще рассказала о молодых актерах проекта. Двое пацанов, оба местные, старший (Илья Салин) учится в театральной студии, местная звезда уже, младший (Илья Дермеев) тоже прошел жесткий кастинг.
Актриса не скрывала, что очень рада участию в съемках и возможности приехать в Татарстан. Ну потому что после самоизоляции, сами понимаете, свежий воздух – это то, что надо.
Пока Наталья рассказывала, остальные члены съемочной группы слегка слонялись.
Вскоре собрали остальных.
Режиссер Сергей Батаев, уроженец этих мест, рассказал о фильме. «Бойцовая рыбка из села Речное» - рабочее название. Кино короткометражное, до 20 минут. Снимается на грант Росмолодежи с бюджетом около миллиона рублей. История реальная, отчасти взята из жизни самого Батаева. Он в детстве с братом своровал железо у соседей – хотел продать и купить аквариум. С последствиями пришлось разбираться его отцу. Железо вернули, мальцов пристыдили. История простая и поучительная. В кино воровать будут колеса от машины, и сценаристы, по словам Батаева, добавили в историю драмы. Сценарий написал Вадим Щербинин.
Технику арендовали в Казани, специалисты на площадке тоже казанские, но основная группа (режиссёр, оператор, второй режиссёр) из Москвы. Актёры из Москвы, Казани и Нижнего Новгорода.
Большой вопрос, конечно, сейчас с прокатом. Но тут уж как получится. Режиссеру хотелось бы сначала «прокатиться» по фестивалям, а потом попасть в кинотеатры или в онлайн.
Съемки рассчитаны всего на пять дней (думаю, как раз сегодня они и закончились, если позволила погода), проходят в основном на натуре. Задействованы локации в поселке Ивановский, деревне Бутлеровке и на местных полях. Режиссер тут у себя дома, и ему помогают местные власти и одна из организаций.
- Сергей Батаев строит планы на будущее. Алина Галиаскарова (играющая в фильме Машку-продавщицу, жену бизнесмена Петровича) также выиграла грант Росмолодёжи, и следующую историю команда планирует снимать в Москве, «про цирк и взаимоотношения между мужчиной и женщиной». Алина Галиаскарова живёт в Санкт-Петербурге, увлекается режиссурой (снимает документальные фильмы), а сценарист «Рыбки» Вадим Щербинин – её муж. Такая вот сплоченная команда.
Сергей Мосейко, актер Казанского ТЮЗа, объясняя, почему согласился участвовать в проекте, рассказал, что его привлекает кино молодое: «От них заряжаешься». Также актёру понравился сценарий. «В нём есть что-то такое, чего я давно не читал, что-то шукшинское». Играет он бизнесмена Петровича.
Наконец пришла очередь Сергея Горобченко. Его зачем-то жестоко выставили на солнце, хотя остальные давали интервью в тени. К чести актера, он и бровью не повел.
Опять же, честно говоря, я ожидала увидеть слегка побитого жизнью, усталого, со следами былых годов на лице дяденьку. Ничего подобного. Перед нами стоял поджарый, высокий, очень позитивно настроенный человек. «Два метра харизмы и обаяния», - это я себя цитирую.
Разговор вышел обстоятельным. «Вы мне целую пресс-конференцию устроили», - улыбнулся Горобченко.
Он высоко оценил работу Сергей Батаева. «Человек понимает свой дар. Сейчас он занимается деятельностью, которая и нас сюда притянула. На родине отца, перед родными людьми, творится чудо. Это здорово, я это очень ценю, понимаю, что это круто. Я бы тоже хотел снять фильм о своих детских годах жизни у себя на родине, на Урале, но я пока этого не смог сделать. Поэтому оценка «пятёрка».
Актёр отметил, что роль ему близка: «Я, когда читаю сценарий, стараюсь присмотреться к герою, как к самому себе в какой-то степени. У нас много общего, потому что я провёл некоторые года в деревне на Урале, понимаю, что такое мотоцикл, что такое косить сено… Покос, рыбалка – всё это мне близко. Но самое главное, что здесь рассказана история семьи, что она направлена на созидание семейное, духовное укрепление, переход от бытового, когда человек попадает в бытовое рабство, не может выбраться из каких-то трудностей – нет денег, нет понимания с женой… Через простую, точную вещь – как в этом сценарии рыбка, чудо для всех – люди проходят это испытание, остаются верны своим настройкам и остаются вместе. Это очень дорого, это круто. Это значит, что и у сценариста, и у Сергея Батаева как автора идеи есть очень цельное понимание мира».
Будучи многодетным отцом, Сергей Горобченко уверен, что важно, когда родители успевают объяснять детям, что хорошо, а что плохо. «Маленький человек что-то пропускает, и превращается совсем не в того прекрасного молодца, которым мог бы быть». «Спасает вера, что человеку всё даётся по его плечам. К каждому этапу будут свои трудности и силы. Поэтому нужно решать сегодняшние вопросы с открытым забралом, смело, с любовью, с верой. В этом жизнь». Горобченко считает, что фильм будет понятен молодому поколению, потому что вопрос отцов и детей и для нынешней молодежи очень важен.
Актёр отметил, что в Татарстане он снимается впервые, и ему нравится. «Люди простые, понятные, искренние, все идут навстречу, помочь хотят. Все радуются процессу, который в Москве, например, стал обыденным». Главное, как считает актёр, – снять все хорошо, чтобы фильм получился, чтобы он был нужен людям.
В начале съемок разбивают тарелку, сказал Горобченко. Эту традицию многие знают. А зачем? Чтобы каждый член съемочной команды забрал себе осколок. В конце съемок тарелку собирают обратно, как символ того, что группа никого не потеряла.
Мне кажется, Сергей еще бы что-нибудь интересное нам рассказал своим тихим, вкрадчивым голосом, но его позвали в кадр. Мы, кстати, с удовольствием его отпустили: нам хотелось понаблюдать непосредственно за съемкой. Нас со страшной силой стал отгонять звукооператор: щелчки фотоаппаратов ему были совсем не в тему. После пары дублей режиссер стал распекать осветителей. А потом все тот же Горобченко что-то очень тихо сказал ему – и нас как ветром сдуло. Ну потому что десяток человек, хаотично трущийся на границе кадра – это очень отвлекающая вещь. Я его понимаю. Однако ж пару фоточек «в образе» сделать удалось, за что спасибо вам, успехов и хорошего настроения.
Между дублями загрузились в автобус, открыли все форточки для проветривания – и поехали в Казань. На обратном пути добавили себе еще килограмм впечатлений – уж больно красивы были окружавшие нас поля. Хотелось выйти и затеряться… Эх, скоро застроят это все коттеджами… Уже в некоторых местах забор тянется на километры, да настолько категорично и плотно, что к Каме не подобраться. Но это так, лирика, отступление от темы.
В общем, поездка удалась. Зовите еще. И еще снимайте кино.
***
Кстати, в Набережных Челнах и в Елабуге Бондарчук снимает кино про «КАМАЗ-мастер», а я почему-то не доехала туда.
В Челнах.
Про КАМАЗ-мастер.
А я не увидела этого собственными глазами.