Найти тему
О модном теле

Святой оборотень

В истории человечества есть множество интересных периодов, когда люди делали ревизию своего опыта и своих ценностей. Во время Реформации, когда католические святые подвергались жесткой критике, и в 50-х годах ХХ века, когда католическая церковь заново описывала все имеющиеся у неё святыни, всплывала история о костях собаки, которым поклонялись, как мощам. Каждый раз это вызывало бурю негодования, хотя в христианской истории есть святой с песьей головой.

Икона мученика Христофора. XVII век. Художественный музей, г. Череповец
Икона мученика Христофора. XVII век. Художественный музей, г. Череповец

Христофор песиглавец был довольно известным персонажем житийных описаний. Звероголовый святой особенно почитался в Сирии, Палестине и Малой Азии. Впервые он появляется в "Деяниях апостолов Андрея и Варфоломея в городе парфян". Господь, чтобы помочь своим ученикам, послал им в помощь человека с песьей головой. Ангел усмирил это создание, бывшее каннибалом с большими клыками и когтями, отвадил от привычки завтракать людьми и наставил на путь истинный. После этого песиглавец присоединился к миссионерам-апостолам и стал зваться Хасум (т.е. Безобразный).

Христиане пришли в Парфию и стали проповедовать, но царю новая вера не приглянулась. Следуя практике Рима, он бросил апостолов на растерзание семи голодным львам. Казалось, что ничего нельзя было сделать, Хасум взмолился и попросил вернуть ему звериную ярость. Так и получилось, песиглавец растерзал львов, а потом опять вернулся к своему кроткому состоянию. Компания пошла проповедовать дальше.

Икона Святого Христофора. Византиский и христианский музей. 	Кермира, Каппадокия
Икона Святого Христофора. Византиский и христианский музей. Кермира, Каппадокия

Постепенно непривычное европейскому уху имя Хасум преобразовалось в Христофора, а его жития наполнились разными историями сражения со зверями и воинами. Мощи Святого Христофора существуют в нескольких вариациях, но есть очень интересное свидетельство архидьякона Павла Алеппского, который, находясь в Москве во второй половине XVII века, участвовал в «чине омовения мощей» в Благовещенском соборе. Позже он описал лобызаемую пёсью голову святого Христофора:

Вот названия мощей тех святых, которые мы могли удержать в памяти: <…> глава мученика Христофора с лицом точь-в-точь как у собаки, с длинным ртом; она тверда как кремень — наш ум был поражён изумлением: тут нет места сомнению!

Вот такое вещественное доказательство было у существования святого Христофора. Сложно было после этого не поверить в кинокефалов.

P.S. Подписывайтесь на мой канал о истории тела! Будет интересно!