Найти тему
CJReviews

Почему "Четырехглавый орет"?

Это Каста! Все слышали о нас.

Ростовская четверка
Ростовская четверка

Сколько надо альбомов, чтобы стать живым воплощением целой культуры? Nas ответит: "Столько, сколько сможешь написать". Notorius B.I.G. ограничится одним, Младший Сын Неба вообще загадочно промолчит и выпустит очередной сингл про условного Марека Хласко. Но ростовская братия любит конкретику. Постараюсь соответствовать. Поэтому ограничимся тремя.

При всем уважении к "Трехмерным" (забегая вперед, скажу, что в те времена Змей еще относился к "Граням", а не к "Касте") творчество Касты символизируют теперь 3 студийных альбома в полном составе. "Громче воды, выше травы" 2002 года был самым быстрым взлетом в отечественном рэпе. После него группа зазвучала везде: магнитолы проезжающих авто, провинциальные дворы, столичные площадки и стадионы на крупнейших хип-хоп фестивалях. Нельзя сказать, что Россия получила свой Wu-Tang, но так мощно, напористо и безальтернативно для рурэпа группа прожила, включая сольные альбомы Хамиля и Влади, до 2008 года, когда "Вокруг шум" ворвался в колонки слушателей с альбома "Быль в глаза". Уже в предверии выхода речи не шло о синдроме второго альбома, ведь к выходу диска группа имела особый статус у слушателя. Да и сам альбом имел несколько бесспорных хитов. Там было место и мистику Хамилю, и лирику Влади, и рифморезу Змею, даже Шым еще не ушел в агрореволюционное движение. Но вселенская обида в том, что после пика все равно будет спад. После "Были" был и EP Змея и Жары, и два сольника Влади. Несмотря на все духовные поиски и вроде бы органичные звуковые и текстовые перемены, периодически был слышен голос тех, кто ждал чего бы еще взять на улицах и принести сюда. Ух, а сколько было тех, кто ради новых-старых "Наших людей" готов был забыть все сольники и синглы разом. И вроде бы Каста попыталась дать всем желаемого: "На весь район" не стал новым "Мы берем это на улицах", а "Люблю это место" выглядел лишь копией аутентичных "Людей" периода нулевых. Казалось, тупик.

Кого таскала тоска, не давая спуска?

9 лет между альбомами — это очень сложный период взросления группы и аудитории, когда широкоштанное поколение окончательно ушло, а на смену нарисовались наши люди за 30. Стоит ли говорить, что почти все участники группы теперь папы? В целом для русского рэпа десяток лет — предел жизни группы (не заикаясь уж о паузе между альбомами!), через который проходят единицы (ЮГи, Безымянные, DaBomb — и то с оговорками). А чтобы через такое время еще и сохранить полный состав, сумев не потерять себя и при этом влиться в новую волну, выдав сильный и цельный альбом...Как говорит МС 1.8: "Фантастика без НЛО и бластеров". Последний альбом обсуждать особо не хочется.

Каста здесь!

Кавер или герб?
Кавер или герб?

17 треков — это ж 4,25 трека на каждого участника, причем ни одного проходного среди нет. Отдельно, конечно, выделяются "Макарэна" и "Серега-водолаз". И если первый под откровенным фасадом хохмы скрывает вполне осязаемое желание уже больших ребят подурачиться жонглированием рифм, чтобы дать альбому драйва, то про второй впору сказать "истина где-то рядом". "Макарэна" в принципе выглядит современным переосмыслением "По голове себе постучи" с прошлого альбома, про который можно говорить, что в каждой шутке есть доля шутки.

Трек про водолаза же видится существом еще более неведомым, чем прошлорелизный "Лида и зверек" — только для своих и кто там их поймет. "Сказочная" — самое прекрасное интро русского рэпа на моей памяти: игриво, иронично (особенно куплет Шыма, где он обыгрывает все свои агрокультурные похождения), цельно — ощущение, что открыл аудиокнигу (а всего-то грамотно использованные вставки). 

Есть блок, как раньше было принято говорить, социалки (та самая протестная первооснова рэпа?). Но это не пацанские крики, это взвешенные и взрослые разговоры о том самом рефлексе борьбы, что присущ нам всем. На "Держу зла" особенно убедительны Шым и Змей, причем первый выступает как бы некомпетентным обывателем, знающим все по слухам или поверхностно, что удается в художественном плане на все 100 ("Мир сходит с ума, но я на мир не держу зла и даже сквозь туман в людях свет видеть нужно"). "Впередиидущий" является отрезвляющим высказыванием ("Тут сотрудники ГИБДД давят детей, офицеры наркоконтроля мрут от передоза") про страну, реалии которой предельно жестки даже после 90-х. "Скрепы" — замечательная хохма про истерическую возню с национальной духовностью (мама сказала: "Греби деньги лопатой и пристроила меня куда-то депутатом"). Технический простой, но колоритный парт Влади органично уживается с мощной оплеухой гражданам от Шыма.

"Они" — засвеченный до выхода альбома первый в России триллер про ЖКХ на самом деле не менее убедительное социальное реноме ("Ведь я же вижу, но я же не буду туда лезть: там и без меня позаботиться кому есть").

Особняк в этой категории — "Новый путь" с громогласным припевом от Sunsay, где Шым и Змей рисуют трагический диалог ("И где враги со своей грозной ратью — там за рекой, где жили наши братья") про опустошенный и израненный войной мир ("Война идет давно на всей земле"). Это точно не песня пацифиста, но в понимании группы Рубикон перешагнули все и без нового пути люди запирают себя в гибельном тупике. Постановка проблемы не нова, но в такой поэтической форме она звучит ошеломляюще и вызывает трепет. Вообще Шыма непривычно много на альбоме и они со Змеем идеально дополняют друг друга. Местами из-за этого проседают куплеты Хамиля. А к размеренной манере читки после сольников Влади вопросов уже и не возникает. 

"Стоп-игра" — так остановить бесконечно переворачивающуюся и изменяющуюся игру русского рэпа могли только эти четверо. Четыре папы популярно объясняют грань между бахвальством и наигранными образами индустрии и суровой реальностью, где надо соответствовать самому главному образу жизни — папе ("Пока искал свое призвание, был призван на службу детским капризом"). Причем степень иронии и тонких подколов прекрасно выдержана: от рифм до нарочито агрессивной стилистики подачи ("Папа может все что угодно, жаль, не сегодня"). Попутно проезжаются и по блогерам, и по ютуберам.

Главный трек альбома — совместка с коллегой с юга — Рем Диггой, который отвечает за лаконичный, но врезающийся в память припев. Про такие песни говорят, что в них собрано все: терзания взрослого мужчины, ностальгия (именно в значении тоски по Родине — малой и большой) вчерашних щеглов, переживания будущего, страх неизведанного. ("Отсюда выбыл ваш адресат ровно полжизни назад", "Кому нужны эти постеры, книги учебники?", "Давно повзрослел ее сын — верить не хочется, меня снова ждет такси, ее — одиночество"). Сильная песня тех, кому было что сказать за эти 9 лет паузы между альбомами.

Классических качевых боевиков, которыми изобиловал "ХЗ", здесь хватает. "Аленаташа" песня совсем не про еду, если вам так показалось по первому припеву, хотя вопрос риторический — "что такое еда, если кинуть взгляд практичный"? "На том конце" призван качать огромные залы и стадионы, повествуя о сложной судьбе ("Ты прям русский офицер, отстояв целый концерт в плену гестаповцев") концертного чёса артистов в стране. Здесь Влади говорит, что "все кайфанули". Так оно и есть.

"Зомби-пати" — блокбастер про клубную жизнь и вечеринки, после которого вечеринке вы предпочтете что угодно, но лишь бы на воздухе и свете. "Земная" — романтическая баллада на модных битах, под которую хочется лететь по трассе в шумной компании. 

"Медленный танец" и "Ледяная карусель" — прямые конкуренты вечным песням о любви в рурэпе — "Закрытому космосу" Хамиля и "Радиосигналам" Влади. Первая похожа на гипнотический полет ("Этот миг словно острый резец: дай ему хотя бы 5 минут и он оставит в жизни сердец неземную вмятину") в галактике только двоих. Хамиль снова пишет потрясающий по красоте пейзаж и зарисовку мига. Вторая точно должна топить сердца в зимние морозы, при этом сохраняя скорость и ускоряющийся темп движения к неосязаемому и вечному чувству ("Мельхиором блеснет подстаканник и вспыхнет пир на экране"), которым объят человек в самые волнующие моменты жизни.

"Лучше чем сейчас" — второй главный хит альбома. Это главный ответ всем, кто искал старую Касту и хотел перемен. Кто полюбил дуэт "ХЗ" и ждал каждого нового куплета Шыма подобно альбому. Кто помнит маршрут "Юго-Восточной Европы" и хранит кассеты с "Объединенной Кастой":

"Был я голос матери и криком отца", 
"Извини, что я устроил твой худший бэд-трип, 
Я освоил голоса бога, но решил не дурить",
"Если что — возвращайся, я тебя подожду, если что — обращайся, я пока еще тут". 

Это можно назвать лучшим аутро, но встретите вы трек не последним на альбоме. Кажется, не случайно. "Прочь из дома" — то ли сиквел, то ли послевкусие хита "Тебе в прикол", а, может и рассказ того, кто понял что-то про "не забывай свои корни, помни".

Все в поряде?

Альбом одним словом можно охарактеризовать как "топовый". Без заевших 808-х трещеток, с минимумом отвлекающих внимание гостей, без триплраймов и рифмоблудия к месту и без. Честный, трогательный, ироничный, завораживающий, напористый — по-настоящему взрослый. Удивительно, но участники не исписались, им все еще есть что сказать и кому. Музыкальная составляющая классно ужилась: старая школа Влади и Прометея звучит классно в сопровождении тех же представителей условной новой школы из Diamond Style. Есть в России группа вне времени, на порядок выше. Это Каста.

5 сильных сторон альбома:

  • Обложка, возможно, инспирированная Змеем.
  • Сильные и органично вписывающиеся гости.
  • Оригинальное интро.
  • Шым читает больше куплетов, чем за предыдущие 9 лет.
  • Цельное музыкальное звучание в 2к20.

Панч альбома: "Город крутанул барабан за всех нас — сыграла в игру вся компания".

Tреклист:

01. Сказочная

02. Не держу зла 

03. Стоп-игра

04. Привет (feat. Рем Дигга) 

05. Медленный танец 

06. Впередиидущий 

07. Скрепы

08. Серега-водолаз

09. Алёнаташа 

10. На том конце 

11. Зомби-пати

12. Они

13. Новый путь (feat. Sunsay) 

14. Лучше, чем сейчас 

15. Прочь из дома

16. Ледяная карусель 

17. Земная

18. Макарэна