Найти тему
Чтец смыслов

Не постыдится надеющийся на Господа

Иеромонах Никон (Беляев)
Иеромонах Никон (Беляев)

8 июля память преподобноисповедника Никона (Беляева)

Преподобноисповедник Никон родился 26 сентября 1888 года и при крещении был наречен Николаем. В декабре 1907 года по благословению скитоначальника игумена Варсонофия он переехал в Оптину пустынь и поселился в Предтеченском скиту. В монастыре Николай нёс послушание секретаря игумена Варсонофия. Он стал любимым учеником и сотаинником игумена Варсонофия. Впоследствии в течение всей своей жизни он с глубокой любовью вспоминал своего наставника и старца.

В мае 1915 года Николай был пострижен в мантию и наречен Никоном, а в ноябре 1917 года он был рукоположен в иеромонаха.

Надвигалась новая историческая эпоха. Русскую Церковь ожидали длительные и жестокие гонения.

В 1922 году ликвидационная комиссия удалила из монастыря большую часть монахов, и Оптина поступила в особое ведение ОГПУ. Когда монастырь был окончательно закрыт, отец Никон поселился в Козельске. Он стал служить в городском соборе, принимать духовных чад, навещал монахинь Шамординского монастыря, вёл с ними духовные беседы.

Иеромонах Никон был арестован в 1927 году, приговорен к трем годам заключения в концлагерь и отправлен под Кемь. В 1930 году без проведения нового следствия он был приговорен к трем годам ссылки в Северный край и отправлен в небольшую деревушку в Пинежском районе Архангельской области.

Во время пребывания в лагере отец Никон заболел туберкулёзом. Болезнь стремительно развивалась, и надежды на выздоровление не было.

Перед смертью, в своем последнем письме он писал: «Преподобный Феодор Студит, сам бывший в ссылке, ликует и радуется за умирающих в ссылке. И мне приходила мысль, что мы, иноки, отрекшиеся от мира, и ныне, хотя и невольно, проводим мироотреченную жизнь. Так судил Господь. Наше дело – хранить себя в вере и блюсти себя от всякого греха, а все остальное вручить Богу. Не постыдится надеющийся на Господа...».

Иеромонах Никон скончался вечером 8 июля 1931 года, причастившись в этот день Святых Христовых Тайн.

Ниже приведены выдержки из духовных бесед преподобноисповедника Никона (Беляева) с шамординскими монахинями и его переписки с оптинскими насельниками.

О борьбе с помыслами, о смерти и любви, о Божием промысле

«Скорби иноков последнего времени утонченны, то есть при поверхностном взгляде на них нельзя признать их скорбями. Но это лишь злохитрость врага нашего... Искушения явные, грубые и жестокие возбуждают в человеках пламенную ревность и мужество к перенесению их... Враг заменил грубые искушения слабыми, но утонченными и действующими очень сильно. Они не вызывают из сердца ревности, не возбуждают его на подвиг, но держат его в каком-то нерешенном положении, а ум в недоумении. Они томят, постепенно истощают душевные силы человека, ввергают его в уныние, в бездействие и губят, соделывая жилищем страстей по причине расслабления, бездействия и уныния».

«Мимолетные мысли, к которым сердце не прилепляется, быстро проходят, как калейдоскоп. Ум наш, как жернов, никогда не останавливается, все время занят. Это не наша вина, но от нашего естества, и эти мысли не надо считать своей неотъемлемой собственностью: не может один и тот же ум и славословить Бога, и хулить. Поэтому не обращай внимания на них, выбрасывай их как сор, как нечто постороннее. Но вот когда заметишь, что какая-нибудь одна мысль долбит постоянно и сердце к ней прилепляется, вот тогда это ужасная опасность. Скорее надо бороться, чтобы выбросить ее, – молитвой Иисусовой прогоняй, а если все же не в силах, исповедуй старцу. Надо знать, чтó тебя борет более всего, – с тою страстью и бороться надо особенно. Надо ежедневно проверять свою совесть. Если стараешься даже не останавливаться на мыслях, но они меняют настроение, значит, доходят до сердца: “От сердца помышления злая” [Мф. 15, 19; Мк. 7, 21]».

«Одна монахиня очень боялась, чтобы [сказали] ей о смерти, если она будет плоха. На это батюшка сказал: “Боязнь смерти – от бесов, это они вселяют в душу такой страх, чтобы не надеяться на милосердие Божие... Врач должен предупредить больного о приближающейся смерти. Если даже не желает больной и высказывает свой страх, не хочет, чтобы с ним говорили о смерти, – должно предупредить”».

«В церкви часто поют, вы, вероятно, не раз слышали: “Праведник от слуха зла не убоится” [Пс. 111, 6–7], – если же мы боимся, беспокоимся и смущаемся, еще только слыша о хотящих прийти напастях, о грядущих бедствиях и зле, то этот страх наш изобличает нас в том, что мы далеко не праведники, а грешники, и потому должны смиряться. Если же мы приобретем кротость, будем смиренны, если мир будет в сердцах наших, то тогда исполнится следующее: “Посему узнают вси, яко ученицы Мои есте, аще любовь имате между собою” [Ср. Ин. 13, 35]. Имейте любовь, уступайте друг другу, воздавайте одна другой честь, не себе угождайте, будьте в любви, деточки мои возлюбленные».

«Всегда молюсь о тебе и желаю тебе всякого благополучия. О том, что будет и с нами и с Церковью, предадим всё воле Божией. А газет советую не присылать, монахам читать их погрешительно, а пользы никакой нет. Да этого добра и в Козельске много. Сколько я могу усмотреть, никогда не совершается так, как думают и предполагают люди, а делается все так, как Богу угодно по Его непостижимому для нас плану».

Полный текст жития по ссылке: http://www.fond.ru/index.php?psx=4&menu_id=352&menu_parent_id=&name_id=204&person_id=522&flag_view=3