Все, кто учился в советское время, должно быть, помнят, что при изучении философии в вузах при оценке любого мыслителя или рассмотрении какой-то проблемы всегда так или иначе ссылались на Маркса с Энгельсом и на Ленина. Создавалось впечатление, что эти трое - самые гениальные философы всех времен и народов.
Ленина чаще всего упоминали при изучении материализма, позитивизма. Ну и, разумеется, исторических вопросов, проблем общества - тут в советском образовании царил сплошной марксизм-ленинизм. Идеологическая подоплека понятна, но был ли В.И. Ленин действительно философом?
По своему образованию, как известно, Ленин был юристом. Притом он изучил юриспруденцию в основном самостоятельно, без руководства профессоров, так как его исключили из Казанского университета. Но он сумел блестяще сдать все экзамены экстерном в Петербургском университете. Советская пропаганда преподносила этот факт как пример гениальности вождя революции. Но, как преподаватель вуза, я могу сказать, что знания, получаемые при самостоятельном образовании, как бы прекрасно человек не выучил все экзаменационные билеты, отличаются несистемностью.
То, что Ленин обладал глубоким умом и аналитическим мышлением, несомненно. Но систематического философского образования он все же не получил.
Будучи интеллектуалом, Владимир Ильич время от времени обращался к философским книгам. Абсолютно точно он читал Гегеля и других философов, в том числе современных ему. Но эти книги интересовали его не с точки зрения размышлений о поставленных в них философских проблемах как таковых, а в аспекте его собственной теории классовой борьбы. Можно сказать, что Ленин относился к философии прагматически.
Мыслителей, которых он принимал безоговорочно, и труды которых он изучил глубоко, было двое - Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Главный интерес Ленина лежал в области исторического материализма, но и это учение интересовало его в практическом ключе: как реально осуществить идею коммунизма, как в действительности установить диктатуру пролетариата.
Будучи марксистом, Ленин придерживался взглядов диалектического материализма в целом при взгляде на мир и общество. Иных точек зрения он не признавал и обрушивался с критикой даже за малейшее отступление от ортодоксального марксизма. В таком неприятии иного понимания мира проглядывает даже некоторая одержимость. Он читал Гегеля, но не пытался вникнуть в мысли великого философа. Нет. Он искал в его учении то, что можно использовать конкретно в классовой и идеологической борьбе.
Ленин писал: «Я вообще стараюсь читать Гегеля материалистически, т.е. выкидываю большей частью боженьку, абсолют, чистую идею». Иными словами, он игнорировал саму суть гегелевской философии! Воспринимал только диалектический метод.
Наиболее значимым философским трудом Ленина считается "Материализм и эмпириокритицизм. Критические заметки об одной реакционной философии". В этой книге он рассматривает обозначенные в названии направления философии, обосновывая первое и критикуя второе. Само заглавие уже характеризует стиль рассуждений, характерный для Ленина. Поскольку эмпириокритицизм ему не нравился, он тут же обозвал его реакционным учением. По ходу дела он обозвал и нелюбимый им идеализм, назвав его "безмозглым".
Читая эту книгу, понимаешь, что Ленин ввязался в философскую полемику не ради стремления к философской истине, а из практических соображений борьбы с идеологическими противниками.
По сути, он не был, конечно, философом. Но имел свои твердые философские взгляды, опирался на определенную философскую позицию. Его взгляды можно изучать в качестве примера философии диалектического и исторического материализма.
Читайте еще на моем канале:
Почему в нашей жизни полно запретов: социологический подход
Станет ли человек будущего киборгом?
Из блога мужа:
Как в 1935 году в СССР представляли себе полет на Луну