Рано или поздно, наступает этот момент, когда малыш хочет все познать не только глазами, но и действиями. И не всегда они безопасны.
Когда у меня не было своего ребёнка, я наблюдала за действиями своих знакомых в отношении их чада.
Они действовали по методу: «Нельзя говорить «нельзя» ребёнку до 3 лет». То, к чему привело это, меня ужаснуло. В год он играл в коридоре с обувью, потом этими же руками брал все с пола в рот. «Пусть исследует мир»-говорила мама. В 1,5 года кушал селедку под шубой, майонез, фастфуд. «Пусть желудок привыкает к взрослой пище»-говорила его мама. И... У ребёнка заворот кишок, гастрит, часто ротовирусная инфекция. В 2 года их ребёнок стал требовать все здесь и сейчас. Он все разносил, причём не только у себя дома. Во дворе пытался все отобрать у других детей себе. А ведь малыш думает, что нет никаких ограничений! У родителей нервы уже сдавать начали, они всеми силами пытались не выдавить из себя: «нет» в ответ на его действия. Но, менять свой метод они не хотели. Иначе, это привело бы к признанию ошибочности их метода (лучше бы признали). Что имеют они на сегодняшний день? Ребёнку 5 лет. Он жутко капризный, впадает в истерику, когда ему не разрешают что-то. А что родители? Родители ругают его за это. Но, ведь они сами учили изначально тому, что запретов нет. В общем, я посмотрела на это все и сделала свои выводы.
Когда родилась моя дочь, с самого раннего периода «розетки/шкафы», я говорила: «нет, нельзя». При этом, объясняя почему не стоит делать так. Когда пыталась в рот взять все, что видела, то я каждый раз убирала и говорила: «Нельзя!». Если тянулась к горячей еде, то я пыталась слегка дать потрогать, чтобы она поняла, что такое горячо. Нам ещё многому надо учиться. Возможно, все таки есть уже некоторые плоды, потому что в гостях мой ребёнок ничего не разносит, чужое не отбирает, на отказ-в истерику не впадает. Как то интуитивно устанавливается связь, которую ребёнок чувствует при опасности или тот момент, когда он понимает, что «нельзя» так делать.
Честно, не понимаю, какая психологическая травма может быть нанесена ребёнку отказами или предостережениями со стороны родителей в случаях, когда действительно, бывают запреты, опасности? Естественно, все в меру!
А как вы считаете, наносит ли слово «Нельзя» психологическую травму, как утверждают многие педагоги и психологи? Или лучше сразу учить, что не все дозволено?