В Париже огромное количество красот и чудес, но практически общепризнанным главным символом столицы Франции считается Эйфелева башня. Как ни странно, это относительно новая достопримечательность, а что еще более странно — сами французы хотели ее разобрать.
В 1889 году в Париже планировалось проведение Всемирной выставки, приуроченной к 100-летию Великой французской революции. Вот французы и желали продемонстрировать чего они добились за прошедший век в техническом отношении, продемонстрировать свою мощь. А для входа требовалось создать арку. Поскольку выставка могла проходить лишь ограниченный срок, то и будущая арка планировалась как временное сооружение.
С предложением поучаствовать в конкурсе на строительство входной арки администрация Парижа отправила письма известным французским инженерам. Получил предложение и Гюстав Эйфель, вот только собственной подходящей идеи у главы инженерного бюро не оказалось. Но порывшись в ранее отложенных проектах своего инженерного бюро, Эйфель обнаружил проект ранее предложенный его подчиненным Морисом Кешленом, который представлял собой ажурную 300-метровую башню. К доработке проекта Эйфель привлек другого своего работника — Эмиля Нугье.
Именно этот проект Эйфель отправляет на конкурс претендентов, стартовавший 1 мая 1886 года. Всего участвовало 107 различных проектов, идея конструкторского бюро Эйфеля вошла в четверку финалистов. Лично Эйфель вносит в проект некоторые изменения, чтобы достигнуть компромисса между декоративным вариантом и самой инженерной схемой постройки. Комиссия выбирает вариант Эйфеля. Но чисто эстетически проект не соответствует взыскательному вкусу парижан. Эйфель предлагает архитектору Стефану Совестру как следует поработать над шармом будущего символа Парижа, что тот и делает с огромным успехом.
Весь бюджет строительства башни был сформирован в сумме 7,8 млн франков, причем 2,5 млн внес сам Эйфель, столько же созданное им акционерное общество, остальное добавил город. Чтобы компенсировать инженеру его огромные затраты, Эйфелю была предназначена вся выгода от эксплуатационной аренды сроком на 25 лет. К удивлению многих, проект окупился уже в первый год после своего создания, а затем принес своему создателю баснословные барыши.
Само строительство началось 28 января 1887 года и закончилось 31 марта 1889 года. Примерно 300 человек за это время из 18 038 металлических деталей посредством 2,5 млн заклепок собрали огромную ажурную конструкцию. Важнейшим результатом оказалось полное отсутствие несчастных случаев, что было чрезвычайной редкостью для крупных строек 19 века.
Успех к Эйфелевой башне пришел резко и сразу, только за полгода работы выставки ее посетило свыше 2 млн человек. И этот поток не желает иссякать и поныне. Правда еще в 1887 году 300 писателей и художников Франции (среди которых были и мировые известности) написали письмо с требованием снести чудовищный объект уродующий вид Парижа. Но их, к счастью, не послушали.
Разобрать башню, согласно заключенному с Эйфелем договору, нужно было спустя 20 лет после ее ввода в эксплуатацию. Однако Эйфель смог убедить правительство использовать свое творение как радиовышку. Позднее она превратилась и в телебашню, причем в совокупности с новой антенной высота Эйфелевой башни достигла 324 метров.
В 1940 году в оккупированный Париж прибыл Гитлер, чтобы он не смог подняться наверх, французские патриоты испортили лифтовое имущество. А в августе 1944 года, когда союзные войска стремительно рвались к столице Франции, военный комендант Парижа генерал от инфантерии Дитрих фон Хольтиц получил от Гитлера приказ уничтожить важнейшие достопримечательности Парижа (в том числе и Эйфелеву башню). К счастью, немецкий генерал нашел в себе мужество не повиноваться своему вождю, за что его позднее нередко называли спасителем Парижа.
Уважаемые читатели! Если вам вдруг понравилась публикация, то прошу ее лайкнуть и, по возможности, подписаться на канал и поделиться в соцсетях.