VW Bora выпускали 7 лет (1999 – 2006 гг.). За эти годы на машину устанавливали 3 вида коробок: механическая (МКПП) и автоматическая (АКПП) и роботизированная (РКПП). В перечне АКПП на Фольксваген Бора есть неприхотливая модель Jatco JF506E.
Коробка передач в Фольксваген Бора
В середине 1990-х автоконцерн VW AG разработал широкую линейку механических и автоматических коробок передач. Некоторые из них оказались настолько удачными, что используются в производстве современных автомобилей. Для дорог с плохим покрытием была разработана полноприводная модель машины (4WD), которая комплектовалась МКПП и АКПП с раздаткой.
МКПП
Механические коробки на Фольксваген Бора характеризуются завидной надёжностью, поэтому проблем с ними владельцы не испытывали и не испытывают. На модель ставили 5 и 6-ступенчатые МКПП нескольких видов: 020, 02K, 02A и 02М. Трансмиссия с 6-ю передачами наиболее часто встречается на полном приводе (4WD) и очень редко на переднеприводном дизеле 1.9 л (115-130 л.с.), причём, как на седане, так и на универсале.
Проблемы с коробками передач на Фольксваген Бора, в большинстве случаев начинаются при низком уровне масла. Именно при этом условии ускоряется износ шестерёнок. У машин с мощными двигателями 2.3 или 2.8, довольно часто выходят из строя внешние ШРУСы, не рассчитанные на высокие нагрузки.
АКПП
Коробка-автомат на Volkswagen Bora ставилась заметно реже, чем механика, и в основном для североамериканского рынка. Однако, ассортимент трансмиссий был намного шире:
01M
4-х ступенчатая АКПП собственного производства (предшественники 095 / 096 отличались принудительной блокировкой гидроблока). Модель 01М выпускается с 1995 г. по настоящий день. Для моторов с рабочим объемом 2,3 и 2,8 л., разработана усиленная модификация КПП с обозначением 01P. По сути 01М – это один и тот же агрегат в более чем 10-и вариантах.
Jatco JF506E
5-ступенчая электронно-гидравлическая японская АКПП от холдинга Nissan (по классификации VAG 09A\09B). Трансмиссия разработана в середине 1990-х гг., специально для европейских моделей с двигателями до 3,8 л.с., и максимальным крутящим моментом до 350 Нм.
TF-61SN и TF-62SN
6-ступенчатые АКПП от японского разработчика Aisin, ближайшего партнёра концерна Toyota (по классификации VAG: 09G, 09M, 09K). Немцы также приняли участие в создании АКПП и взяли на себя обязательство обеспечить проектирование и настройку электрики с ЭБУ, а также агрегатирование с двигателями VW.
DQ200 (DSG)
7-ступенчатя роботизированная коробка передач с двойным сухим сцеплением. Состоит из трёх узлов: корзина, мехатроник (блок управления) и редуктор (шестерни). Выпускается с 2003 г. Первые модели были «сырыми» и доставляли много неприятностей автовладельцам Bora и других моделей VW.
Основные претензии владельцев Фольксваген Бора к автоматам из-за возраста агрегатов. Машины бегают по дорогам уже почти 20 лет, и за это время намотали не по одной сотне тысяч км на одометре. А, ресурс АКПП, заявленный производителем, составляет 120-200 тыс. км в зависимости от типа коробки.
Дополнительное оборудование
VW Bora на автомате сложнее устроена, чем модель на механике. Для сбалансированной работы трансмиссии применяется целый ряд дополнительных узлов и агрегатов. При выходе из строя одного из них, машина может быть обездвижена.
Радиатор АКПП
Автоматическая трансмиссия должна охлаждаться. Но вместо тосола и антифриза в качестве жидкости используется масло ATF. После гидрораспределителя (гидроблока) жидкость под давлением направляется в радиатор. Пройдя соты и охладившись, масло возвращается в поддон коробки. Радиатор АКПП на VW Bora небольшой. Он размещается перед основным радиатором охлаждения двигателя.
Температура масла – критически важный параметр. При перегреве, смазка утрачивает значительную часть своих свойств.
Блок управления АКПП
Автоматическая трансмиссия на Фольксваген Бора управляется электроникой (ЭБУ). Блок – это автоматизированное сложное устройство, в памяти которого хранятся: прошивки самодиагностики, сведения о температуре АКПП, информация о переключении передач в разные режимы (P, D, R, L, 1, 2) и многое другое. При движении именно ЭБУ выбирает, какую передачу включить на данном этапе.
Ручка и трос АКПП
Селектор автомата предназначен для передачи команд водителя на ЭБУ по электронике. А отходящий от него тросик регулирует давление в гидравлической системе АКПП. Он отвечает за скорость или резкость переключения передач: при низких оборотах переключения сглаживаются, а при больших происходят более резче, чтобы не сжечь фрикционы.
Механизм выбора передач МКПП
На механических КПП управление передачами осуществляется ручкой через кулису. Узел (привод с тягами) расположен на корпусе коробки и называется «вертолётом». Часто изнашиваются капроновые втулки, из-за чего качество управления КПП ставится хуже
Сцепление
Главный узел, соединяющий двигатель и коробку – это пакет сцепления. Для МКПП и РКПП он состоит из корзины, диска и выжимного подшипника. Последние две позиции со временем изнашиваются и подлежат замене. Корзина ходит дольше. На АКПП двигатель и автоматическую трансмиссию соединяет гидротрансформатор (преобразователь крутящего момента).
Раздаточная коробка
На полноприводном VW Bora (4WD) устанавливался раздаточный редуктор с электроприводом, с помощью которого можно подключить задний мост, распределив силу крутящего момента на все 4 колеса.
Возможные проблемы с коробкой передач на Фольксваген Бора
У владельцев VW Bora, предпочитающих спокойный стиль вождения и регулярное техобслуживание, механическая коробка ходит долго. У лихачей, особенно на моделях до 2002 г.в., иногда заклинивает дифференциал, так как от нагрузки у него разлетаются заклёпки. В остальном МКПП VAG доказали неприхотливость и надёжность.
АКПП на Фольксваген Бора склонны к перегреву, а продукты износа сильно загрязняют масло. Как следствие, качество смазки теряется, увеличивается сила трения и структура деталей разрушается. Чаще всего горят фрикционы и забивается фильтр очистки ATF. Например, для ремонта JF506E часто требуется:
- расходники гидротрансформатора;
- фрикционы сгоревших пакетов;
- прокладки Overhaul Kit;
- тормозная лента;
- фильтр.
Так как машины уже довольно возрастные, рекомендуется менять масло не через 60 тыс., а через 40 тыс. км пробега.
Заключение
Установленные МКПП и АКПП на Фольксваген Бора доказали свою надёжность. Наверное, поэтому эта модель автомобиля считает последним седаном Volkswagen С-класса, который в полной мере соответствовал стереотипу о самых надежных в мире немецких машинах.