Найти в Дзене
Железный Человек

Прообразы и толкование в Божественной Литургии.

Символизм Божественной Литургии Божественная литургия в священных молитвах и в чувственных образах символически содержит в себе все тайны вочеловечения Сына Божия, все дела Его, которые Он сотворил и явил нам от начала и до конца Своей земной жизни, от самого Рождества Своего до Вознесения и ниспослания Святого Духа на Церковь. Дабы чада Церкви, молитвенно взирая на них, приобретали божественные познания в исполнении заповеди Христовой творить сие в Его воспоминание. Постараемся разобраться в символизме литургических священнодействий в соответствии с последовательностью евангельских событий. Проскомидия Проскомидия символически прообразует Рождество Христово. Сам жертвенник означает вертеп – пещеру Рождества, агничная просфора символизирует Пресвятую Богородицу; вынутый из нее Агнец – Самого рожденного Христа; дискос – ясли; звездица – вифлеемскую звезду; покровцы – пелены при рождении Младенца; кадило с фимиамом – смирну и ладан, принесенные волхвами. Однако здесь присутствуют и про

Символизм Божественной Литургии

Божественная литургия в священных молитвах и в чувственных образах символически содержит в себе все тайны вочеловечения Сына Божия, все дела Его, которые Он сотворил и явил нам от начала и до конца Своей земной жизни, от самого Рождества Своего до Вознесения и ниспослания Святого Духа на Церковь. Дабы чада Церкви, молитвенно взирая на них, приобретали божественные познания в исполнении заповеди Христовой творить сие в Его воспоминание.

Постараемся разобраться в символизме литургических священнодействий в соответствии с последовательностью евангельских событий.

Проскомидия

Проскомидия символически прообразует Рождество Христово. Сам жертвенник означает вертеп – пещеру Рождества, агничная просфора символизирует Пресвятую Богородицу; вынутый из нее Агнец – Самого рожденного Христа; дискос – ясли; звездица – вифлеемскую звезду; покровцы – пелены при рождении Младенца; кадило с фимиамом – смирну и ладан, принесенные волхвами.

Однако здесь присутствуют и прообразовательные символы Христовых Страданий: крестообразное разрезание Агнца копием – распятие Христа на кресте; копие – символизирует то копье, которым воин проткнул ребро Христово; вино и вода – истекшие Кровь и воду.

Частицы, вынимаемые из остальных просфор, в честь и память Пресвятой Богородицы, Иоанна Крестителя и всех святых, а также живых и почивших членов Православной Церкви, прообразуют всю Церковь Христову, земных и небесных. 

Частички (если их не слишком много) не должны соприкасаться с Агнцем, так как не пресуществляются в Тело Христово во время Евхаристического канона. Только Христос – един Царь и Господь, Глава Церкви и Бог по существу, остальные же, те, которые Христовы, – боги по благодати.

Литургия оглашенных

Антифоны – ветхозаветные пророчества о Христе.

Малый вход – выход Христа на общественное служение.

Исхождение священника на горнее место – переход от Ветхого Завета к Новому.

Апостол – призвание апостолов.

Евангелие – трехлетняя проповедь Христа.

Литургия верных

Великий вход символизирует погребение Христа Иосифом и Никодимом в новом гробе. Жертвенник, от которого начинается шествие, – Голгофа. Престол – гроб Господень. Закрытие царских врат – схождение души Спасителя во ад. Задергивание завесы – приставление стражи ко гробу. Покрытие Святых Даров воздухом – приваливание камня ко дверям гроба, кадило – погребальные ароматы, звездица – знаменование гроба печатью. Отдергивание завесы к Символу веры – разбегание стражи при Воскресении Христовом. Поднятие воздуха – землетрясение, сопровождавшее Воскресение. Оставление звездицы на дискосе – сохранение неповрежденной печати гроба при Воскресении. Анафора – само Воскресение.

Возношения Агнца и крестообразное осенение Агнцем над дискосом (над остальными частицами, которые на дискосе) при возглашении «Святая святым» – означает созидание Церкви Христовой от всех концов земли.

Раздробление Агнца на четыре части означает преломление хлеба, которое совершил Христос на Тайной вечери.

Вливание теплоты с молитвой «Теплота веры исполнь Духа Святаго» совершается, чтобы причащаться теплой Крови Христовой, в знак того, что Тело Христово даже при разлучении с душой всегда оставалось неразлучным с Божеством животворящим и не претерпело истления (то есть Кровь Его не остывала). Символически это действие означает сошествие Святого Духа на Церковь.

Причащение священнослужителей в алтаре прообразует Тайную вечерю и причащение апостолов. Выход с Чашей через царские врата для причащения народа – явление воскресшего Христа Его ученикам.

«Спаси, Боже, люди Твоя…» после причащения – означает благословение, преподанное Христом апостолам при Вознесении. Перенос Святых Даров с престола на жертвенник – само Вознесение Христово.

Источник

Спасибо за внимание, подписывайтесь на канал!!!