Первым, кто открыто и последовательно выступал за права мусульманских женщин, был Касим Амин. Философ. Юрист. Политический и общественный деятель XIX века. По сей день его знает каждый более-менее образованный араб, ведь его книга «Освобождение женщины» многое поменяла в умах современников. Например, благодаря ней перестало считаться зазорным давать девочкам полноценное образование.
Вот аргументы в пользу женского образования из «Освобождения женщины» :
1. Женщины имеют такой же потенциал, как и мужчины
Касим ссылался на научные исследования, согласно которым мозг женщины не отличается от мужского.
Он признавал: его современницы отстают в развитии от современников, но из-за образования и воспитания, а не из-за недостатка способностей. Именно они создают и постепенно расширяют пропасть между мужским и женским. Ведь маленькие мальчики и девочки одинаково сообразительны, одинаково любят бегать, играть и познавать мир.
«Бог дал женщине разум, который ничем не хуже мужского. Кто дерзнёт предположить, что этот божий дар — ошибка, или что Бог дал женщине чувства и способности для того, чтобы ими пренебрегали и не использовали их?»
2. Из-за отсутствия образования египтянки были в незащищенном положени
Во времена Касима обязанность обеспечивать и защищать женщину была на отце/муже. Если женщина вдовела, забота о ней переходила на родственников, ведь в большинстве случаев образование не позволяло ей самой себя содержать.
Таким образом, почти каждый египетский мужчина помимо собственной жены и детей был вынужден обеспечивать ещё пару-тройку женщин: матери, незамужние сёстры, овдовевшие кузины... Эта ситуация была невыгодна всем — и тому, кто содержит, и женщине, которая чувствует себя приживалкой, и другим подопечным, которым приходится делить отцовские/мужнины средства с бедной родственницей.
А если родственников нет? Приходилось замуж за первого встречного, лишь бы обеспечивал. Те, кому не удавалось, были вынуждены продавать себя или нищенствовать. А могли бы работать жить спокойно.
3. Нездоровые отношения египтянок с детьми
По исламу воспитание детей — обязанность обоих родителей, но по факту в Египте XIX века, как и почти везде, воспитанием занимались женщины. А как женщина, которая сама ни в чём не разбирается, может что-то объяснить детям?
Благодаря хорошему образованию и бОльшей свободе мальчики к 12 годам имели больше жизненного опыта и знали о мире больше, чем их матери. Это создавало нездоровую атмосферу в семьях — вроде как ребёнок должен уважать и слушаться мать. Согласно исламу, мать — главный родитель, и её мнение даже важнее отцовского. Но как воспринимать её всерьёз ту, кого во всём превосходишь?
Также образование могло ослабить созависимость между женщинами и их детьми (особенно мальчиками). В жизни египтянок было мало радостей, помимо материнства, поэтому часто они они оказывались не готовы отпустить своих детей во взрослый мир и дать им жить своей жизнью.
4. В египетских браках нет настоящей любви
Касим был уверен: настоящая любовь возможна только между равными по уму, и именно поэтому его современники несчастны в семейной жизни. Как правило, в начале брака мужчина бывал влюблён, восхищён и очарован своей женой. Но эти чувства были поверхностны, основаны лишь на физическом притяжении. Со временем они не перерастали во что-то большее: муж не понимал, чем живёт его жена, а жена не понимала мужа. Их интересы не пересекались, им не о чем было поговорить. Поэтому влюблённость не перетекала в любовь, и большинство египетских семей доживали свой век как соседи.
В противовес Касим приводил европейские семьи, где жена — самый близкий друг для своего мужа. Она понимает мужской мир, потому что её не отрезают от внешнего мира и не лишают образования.
5. Колониальная угроза нависла над страной
В конце XIX века ближневосточные страны одна за другой были колонизованы Францией и Англией. Касим понимал, что для Египта единственный шанс сохранить независимость — стать сильной и развитой державой, развивать промышленность, науку и экономику. В этой ситуации бы глупо пренебречь талантами и умом половины населения.