Лермонтов сегодня - один из самых актуальных поэтов. Молодые люди цитируют его стихи, перенимают взгляд на жизнь и даже подражают поведению. В чем причина феномена популярности главного романтика и социопата России XIX века в XXI-м? Предлагаю порассуждать о поэте. Без пафоса и экивоков - человеческим языком.
Кумир юных социопатов
Заговорить о Лермонтове я решил неспроста. В наш век ... я не знаю... Бездуховности? Цифровых технологий? Потребительства? В общем: в последние годы популярность героев романтического толка заметно выросла. Сложно сказать, почему миллениалы так полюбили именно Лермонтова. Связано ли это с неугасающей модой на социопатов или с тем, что тинейджеры, как и поэт, обыкновенно отвергают общество, противопоставляя себя ему. Ну или, быть может, просто само общество стало чересчур меркантильным? Только неожиданно молодые люди вокруг все больше стали обращаться к высоким идеалам и дружно "ненавидеть этот мир" (цитата одной знакомой). Не спорю, такое отношение во многом справедливо, но почему вдруг Лермонтов? Что именно в нем такого особенного, чтобы он стал кумиром миллионов?
Фатализм и отвага
Личность Лермонтова и при жизни, и после смерти была объектом споров. Я бы даже сказал, вряд ли, есть кто-то, способный спровоцировать такую яростную полемику, как Лермонтов. Так, одни говорят, что поэт стал ядовитым, аки змий-искуситель, из-за прогнившего общества, другие убеждены, что он был просто вредным г..нюком.
Современники Лермонтова в большинстве не любили. По рассказам очевидцев, Николай I, узнав о кончине поэта, изрек сакраментальную фразу: «Собаке — собачья смерть». По странной иронии судьбы одним из немногих, кого поэт мог бы назвать другом, являлся... Николай Мартынов, который впоследствии и убил его. Говорят, сам убийца был очень расстроен таким печальным исходом, ведь к "Мишелю" он испытывал самую искреннюю симпатию: и как к поэту, и как к человеку. Есть версия, что Лермонтов просто искал смерти и таким экзотическим способом хотел свести счеты с жизнью.
Романтичный абьюзер
Вокруг отношения поэта с женщинами тоже ломается немало копий. Ведь он, помимо любви к вину, картам и лошадям, типичным для молодого дворянина XIX века, обладал одной странной слабостью. Он любил разбивать девичьи сердца. Наиболее известна его история отношений с Екатериной Сушковой. Девушка имела несчастье посмеяться над чувствами юного поэта. А когда поэт "вырос и возмужал", он весьма изощренно отомстил девушке: влюбил ее в себя, заставил разорвать помолвку, а потом... бросил. Сегодня такого назвали бы токсичным абьюзером, впрочем, находится немало людей, которые скажут "Сама виновата". Среди последних, кстати, найдется немало девушек.
Комочек пушистой тьмы
Сегодня отношение к поэту приправлено изрядной долей иронии. Дурное наследие эпохи постмодерна, так сказать. Впрочем, кто сказал, что шутить про гения значит не любить его?
Самый милый пример такой иронии можно найти в некогда популярном сериале "Атомный лес". Серию "Мой Мишель" я советую посмотреть всем своим ученикам. А еще про него делают мемы с суровыми котиками.
В общем: не самая плохая жизнь после смерти. Котиков же любят все.
Культ личности
Каким бы ни был Лермонтов как личность, он был и остается одним из величайших представителей отечественной литературы. Впрочем, как всегда бывает с такими личностями, наибольший след в сердцах оставило не его творческое наследие, а его личность. В филологической науке такое называется жизнетворчеством. Это когда ты сознательно придаешь эстетическое значение своим поступкам или, говоря проще, живешь как литературный персонаж.
Осознанно или нет, Лермонтов сделал все, чтобы стать культовой фигурой. Можно сказать, он стал своеобразным культурным героем, разве что, в отличие от Прометея поэт принес людям не огонь просвещения, а яд сатиры, что называется, ткнув мордой в... зеркало.
Впрочем, едва ли поклонение Лермонтову можно назвать удивительным, ведь поэт жил в большей степени мечтой, чем реальностью (напомню, что конфликт мечты и реальности как раз и является главным в романтизме). А такие люди невольно вызывают желание подражать им. Сам Мартынов, говорят, носил черкесский наряд (ставший причиной насмешек и - как следствие - роковой дуэли) в подражание персонажам Лермонтова.
Какое время, такие и герои (вместо вывода)
Изучая творчество Лермонтова, все обычно задавались одним и тем же вопросом. Почему его единственный роман назван "Герой нашего времени"? Печорин ведь был далеко не самым типичным персонажем для периода, когда он создавался. Вот только ответ на загадку довольно прост.
Говорят, какое время, такие и герои. Оправдать поступки Печорина, как и его создателя, довольно сложно, ведь назвать их положительными язык, едва ли, повернется. С другой стороны, и автор, и его герой едва ли нуждаются в оправдании.
Весь парадокс Лермонтова заключается в том, что тогдашнее лицемерное общество заслужило такого героя: едкого социопата, который презирает все, что шевелится (а все, что не шевелится, шевелит и презирает). Таким образом смысл названия его главного произведения можно раскрыть как "Герой, которого мы заслужили".
Так что не удивительно, что Лермонтов переживает сегодня новую волну популярности. Ведь когда вокруг там много г..нюков, героем может быть только романтичный негодяй. Только одни предпочитают Джокера, а другие - Печорина.
Все изображения взяты из открытых источников.