Аньес Бюзен и Марисоль Турэн, допрошенные информационной комиссией Национальной ассамблеи по Cоvid-19, выступили в защиту своих действий на посту глав Министерства здравоохранения. Они снимают с себя ответственность за дефицит масок и неподготовленность системы.
Флоран ле Дю
Парламентская комиссия допросила бывших министров здравоохранения Франции в рамках расследования готовности республики к пандемии.
Больше всего неудобных вопросов были адресованы Аньес Бюзен, которая в самом начале эпидемии спешно покинула пост министра для участия в выборах мэра Парижа от президентского движения «Вперёд, Республика!».
Главный вопрос: почему в начале её деятельности на министерском посту в стране был запас защитных масок в стране превышал 750 миллионов, а к началу пандемии их оказалось менее 200 миллионов?
«Да, страна была готова». Раз бывшие министры это подтверждают, зачем сомневаться? В понедельник и вторник информационная комиссия Национальной ассамблеи по Covid-19, которой поручили выяснить, какие ошибки были допущены руководством во время санитарного кризиса, провела допрос Аньес Бюзен и Марисоль Турэн, занимавших пост министра здравоохранения с 2017 по 2020 гг. и с 2007 по 2012 гг. соответственно. Затем были заслушаны их предшественники Розлин Башло и Ксавье Бертран.
Читайте больше: Десятки врачей подали в суд на правительство Франции, обвиняя его в «преднамеренном уклонении от борьбы с катастрофой», «угрозе жизни другому» и «пренебрежении правами» во время пандемии. Возбуждено дело против премьер-министра Эдуара Филиппа, бывшего и действующего министра здравоохранения и генерального директора по вопросам здравоохранения.
https://humanite-russie.ru/2020/06/10/covid-19-vrachi-obvinyayut/
Дефицит масок, усугубивший эпидемию во Франции (особенно от этого пострадали медицинские работники), стал центральным вопросом на слушании. Вчера Марисоль Турэн подвела итог своих показаний: «В 2012-2017 годах никаких изменений в системе не было. На момент моего вступления в должность был запас в 730 миллионов масок, к моему уходу их было 754 миллиона. (…) Если бы мы располагали таким запасом несколько недель назад, эпидемиологическая ситуация могла бы выглядеть иначе». Но в таком случае, как вышло, что в феврале 2020 года, к появлению Covid-19 во Франции, количество масок оказалось меньше 200 миллионов? Накануне Аньес Бюзен переложила вину на различные инстанции системы здравоохранения, в том числе на Агентство общественного здравоохранения Франции и лично на генерального директора по вопросам здравоохранения Жерома Саломона. В 2018 году он принял решение уничтожить 600 миллионов просроченных масок, а взамен заказать всего 100 миллионов новых для пополнения запаса.
«Управление запасами масок происходит не на уровне министра», - защищалась Бюзен, бывшая кандидат в мэры Парижа, снимая с себя всю ответственность и заявляя при этом, что «полностью поддерживает» решения всех органов здравоохранения… Однако возможно ли, что за три года Аньес Бюзен ни разу не сообщили о количестве (явно недостаточном) оставшихся масок, как она заявила во вторник? Её предшественница Марисоль Турэн в этом явно сомневается: «Министр не будет проверять склады, но он указывает, в каком направлении надо работать, принимает решения (…) Генеральный директор по вопросам здравоохранения регулярно докладывал мне о состоянии необходимых запасов». Правда Турэн, бывшая министр Франсуа Олланда добавила, что хотела бы увеличить запас масок до 1 миллиарда, но в Агентстве общественного здравоохранения Франции к ней не прислушались.
Перекладывание ответственности на других стало главной стратегией защиты Аньес Бюзен. А защищаться ей пришлось по-настоящему. Во время допроса, через два дня после полного поражения на муниципальных выборах в Париже, выглядела неуверенной, порой даже растерянной. Однако она попыталась дать отпор выдвигавшим обвинения депутатам, предлагая им ознакомиться с точной хронологией её действий на посту министра в последние месяцы и доказывая, что всё делала правильно. Бюзен, бывшая врач-онколог, утверждала, что «раньше всех осознала» потенциальную опасность, угрожавшую стране, и с тех пор «работала не покладая рук», так что «Франция была подготовлена к эпидемии намного лучше многих соседей». «То, что сделали мы, ни в какое сравнение не идёт с тем, что я наблюдаю в других странах», - заявила она. А то, что Франция вышла из эпидемии с четырёхкратно большими потерями, чем Германия, «может иметь разные объяснения», только не неспособность французского правительства вовремя наладить систему массового тестирования здесь ни при чём… Аньес Бюзен подводит итог: «Вы не можете утверждать, что я не подготовилась».
Однако именно это могло бы объяснить её решение уйти из правительства и вместо Бенжамена Гриво стать кандидатом от движения Вперёд Республика! (ВР) на муниципальных выборах в Париже. «Я считаю, что достаточно подготовила систему здравоохранения к эпидемии и могу дальше бороться с кризисом на посту мэра. История ещё покажет, что мы сможем его избежать», - с улыбкой замечала она. Удивительная самонадеянность, ведь мы знаем, что за этим последовало: переполненные больницы и отделения реанимации в регионах Иль-де-Франс и Гранд-Эст, острый дефицит масок, медикаментов и оборудования, неэффективная система тестирования… Депутат от республиканцев Жан-Жак Готье уточнил: «Вы говорите, что покинули пост министра, будучи прекрасно осведомлённой. Но о чём? О том, что нам грозит эпидемия и страна к ней готова? Тогда вы допустили ошибку. Или о том, что нам грозит эпидемия и страна к ней не готова? Тогда вы тоже совершили ошибку».
Именно на неподготовленность и легкомыслие правительства указала Аньес Бюзен 17 марта в интервью газете Le Monde : «Уходя из министерства, я плакала, потому что знала, что на нас идёт цунами. Нам бы стоило отменить выборы, это был маскарад». Когда госпожу Бюзен попросили прокомментировать эти слова, она выглядела очень взволнованной: «Журналистка позвонила мне на следующий после первого тура муниципальных выборов день. (…) У меня был ужасный день, я устала. В сети меня обвиняли в том, что я не заметила угрозу, тогда как всё было как раз наоборот. Я намного раньше других почувствовала опасность». Всё предвидевшая, но ни за что не отвечающая, Аньес Бюзен не без наглости заявила: «Я всё подготовила». После её слушания сомнения на этот счёт только усилились