Изгоняющий Дьявола: Абаддон – это название, гарантированно привлекающее внимание целевой аудитории, и плевать, что в оригинале оно звучит более обобщённо – Assent, то есть «согласие», «разрешение». Спасибо, переводчики, как бы я без вас, родных, жил! А нормально бы жил. Я же клюнул в первую очередь на трейлер, а он скроен привлекательно. Авторство фильма принадлежит сингапурскому режиссёру (здесь он также автор сценария) Пирри Реджинальду Тео Жанг Пинги, известному преимущественно как Пирри Тео. Отучившись в Австралии, Тео ринулся покорять Голливуд и таки немного покорил.
На сегодня фильмография Тео насчитывает тринадцать картин, включая такие как Некроментия / Necromentia (2009), Витчвиль / Witchville (2010), Проклятие Спящей Красавицы / The Curse Of Sleeping Beauty (2016) и, гм… Изгоняющий Дьявола: Абаддон. Фанатов у него немного, а его фильмы неизвестны широкому кругу зрителей, допускаю, что Изгоняющий Дьявола: Абаддон имел шансы выстрелить в кинотеатрах, если б не эпидемия. Ну, что значит, «выстрелить»… У Пирри есть амбиции, у него есть пригоршня интересных идей, есть средства для их воплощения, но, как будто бы, не было времени остановиться, отдышаться, сосчитать до десяти и посмотреть на своё творение спокойно, со стороны, что, возможно, помогло бы избежать ряда принципиальных промахов.
Что мы имеем на первые десять минут фильма? Главгерой Джоэл страдает от потери жены, отсутствия перспективной работы и, как следствие, возможности полноценно обеспечивать своего сына среднего школьного возраста. Вдобавок к бытовухе Джоэл ловит трипы с безобразными галлюцинациями как звуковыми (нечестивые нашептывания), так и визуальными (демонические хари там, где их не должно быть). Притом, что мужик делает из костей, говна и палок скульптуры гуманоидных тварей, которыми увешено от пола до потолка его жилище, обеспечивается слабенькая интрига, которую главгерой напрямую и озвучивает: «А может это шиза?»
Сын главгероя Мэйсон разговаривает с воображаемым другом, «похожим на козла, но ходящим как собака» (а с кем ещё разговаривать, если мать мертва, а папаня развесил по дому чучела из кунсткамеры?!), и ведёт себя так, как все эти дети из фильмов про одержимость. Джоэл, рефреном повторяющий зрителю, самому себе и представительнице соц.службы, о том, что шизофрения у него, вбрасывает догадку, что у Мэйсона те же проблемы. Но чтоб мы делали, если б из тюрьмы не выпустили хмурого экзорциста-недоучку, роль которого исполняет завсегдатай фильмов Карпентера – Питер Джейсон. Священник относительно неудачно провёл обряд изгнания демонов из мальца, и тот отдал Богу душу в процессе, за что отче и был отправлен за решётку. Питер Джейсон выглядит настолько убедительно, что хочется ему рассказать о своих прегрешениях за отчётный период и получить просфорку, но просфорки, увы, не будет.
Итак, кто из действующих лиц вызывает симпатию? Бесноватый отец? Парень, которому в принципе нормально с его невидимыми друзьями? Священник и его коллега-латиноамериканец? Железная леди из соц.службы? Нет, разве что няня, которая тянет лямку и пытается помочь разбитому семейству, схватывая попутно те же галлюцинации. Перед тем, как покинуть экран (спасибо, что жива!), она успевает вызвать священника на помощь Джоэлу. Спасибо, няня!
Пока вокруг глав.героя разверзаются одновременно Silent Hill и Лестница Иакова, а его сын гримасничает, харкает желчью и говорит на латыни, нас снова и снова водят по дому Джоэла. Хорош уже! Тут и демонов никаких не надо… Всё это время я пытаюсь развлечь вас этим нарочито пренебрежительным тоном, но я не хочу вводить читателя в заблуждение – пусть Джоэлу по умолчанию нужно в дурку на мощные седативные препараты, пусть режиссёр настойчиво эксплуатирует ряд жанровых клише и создаёт нарочито нереальные декорации… Окей, все мы грешны. Но я хотел бы отметить, во-первых, последовательно выстроенный сценарий, который предполагает ряд нетривиальных ходов. Во-вторых, выразительное визуальное оформление трипов Джоэла. В-третьих, действительно давящую в подавляющем большинстве случаев атмосферу.
Есть ещё один момент… Он относительно инновационен и мог бы стать фишкой Изгоняющего Дьявола. Это юридический взгляд на вопрос экзорцизма, вынесенный в оригинальное название фильма. Это очень по-американски, как и поведение соц.работницы. Ну, знаете, вся эта ерунда про конституцию… про американскую, не про нашу, конечно. Но при всех этих прекрасных душеспасительных разговорах и порой интересных философских идеях, кто-нибудь всегда портит картину. Обычно это выпадает на долю преподобного. Когда священник католической церкви вещает про «вселенского бога смерти, ищущего поле боя» или «негативные энергии», это вызывает озабоченность. Некоторые диалоги с его участием я бы приберёг для золотого фонда киноцитат:
-У тебя есть сутана?
-Я знаю, где её достать.
Хорошо, хорошо… Ладно, не так уж это и смешно. Простите великодушно! Совсем забыл о времени! Плюсы фильма сбалансированы минусами, вариации на тему достопамятного Изгоняющего Дьявола можно назвать смелыми, однако не вполне успешными. Для меня, как человека, который старательно избегает многочисленных ремэйков и их производных, финал стал относительно неожиданным. Добавим это в плюсы. И поправьте меня, если это не так.