Мой младший сын во 2-м классе не любил математику, считая ее слишком скучной и неинтересной. Решать задачи про яблоки и груши было для него пыткой. Сын ныл, отвлекался, находил себе любые другие занятия, только бы не решать задачи и абстрактные примеры.
Даже мое математическое образование не помогало доказать пользу математики. Ну действительно, зачем 8-летке, для которого интереснее всего смастерить что-то своими руками, изучать какие-то математические законы, если ему достаточно того, что он быстро складывает и вычитает.
В то время у сына были два больших увлечения – космос и суперкары («феррари», «ламборджини», «бугатти» и т.д.). На эти темы он знал всё. Для каждой машины, например, он знал все ее технические характеристики, историю, победы, цены. Сын мог рассказывать о машинах бесконечно.
Однажды, слушая о характеристиках очередного нового суперкара, на меня снизошло озарение, что все характеристики – это цифры. А там, где есть цифры, есть и математика!
Боясь спугнуть ребенка, перед очередным занятием математикой я осторожно ему предложила:
- Нам надо пройти школьную программу, поэтому надо решать задачки из учебника. Но мне тоже никогда не нравилось решать про Витю и Машу, которые делят яблоки. Предлагаю все задачи учебника заменить на другие.
- На какие?
- Заменяем Витю и Машу на тебя и твоих друзей, а яблоки на суперкары. Только ты сам будешь менять условия задач, потому что ты лучше меня разбираешься в этих дорогущих машинах.
- А так можно?
- А почему нет? Какие хотим задачи дома решать, такие и будем.
А дальше случилось также, как в известном анекдоте: «Вот тут-то у меня карта и пошла!» Вы даже не представляете с каким азартом ребенок стал переделывать и решать задачи.
Позже, когда начались задачи на скорость и путь, место улиток, ежиков и катеров гордо заняли более быстрые итальянские конкуренты. И заметьте, если в школе в основном оперировали двузначными числами, то в задачах с машинами пришлось быстро освоить действия с трех- и четырехзначными, потому как скорости здесь другие.
К чему же в результате привела эта простая замена стандартных объектов на те, которые интересны ребенку?
Первое, и самое главное. Ребенок полюбил математику, потому что наша игра переросла в умение видеть применение науки в окружающем мире. Математика кругом – в жизни, в космосе, в технике.
Второе. Сын понял, что математика – инструмент, который позволяет решать множество жизненных и научных задач, и чем совершенней инструмент, тем легче эти задачи решаются. То есть любой новый закон надо быстро выучить и начать применять.
Я, конечно же, делюсь этим лайфхаком с друзьями. Чем только дети не заменяют набившие оскомину яблоки. Это и крошки пони, и драконы, и артефакты из видеоигр. Главное, результат всегда очень хороший.😉