От редакции: мы хотели написать большую статью о красивом и старинном переулке с любопытным названием — статью о Сивцевом Вражке. Но не так давно адм-ция Дзена прислала нам письмо, в котором указала, что большие, содержательные, проработанные статьи читателям не интересны.
Это печально.
Поэтому вместо одного материала мы выпустим несколько постов. Это, конечно, скажется, на цельности повествования, но что поделать?.. Таков Яндекс.Дзен.
***
Арбат и прилегающие к нему переулки были многократно описаны и даже воспеты в русской литературе: Аксаков, Толстой, Цветаева, Пастернак, Бунин, Белый, Рыбаков, Визбор, Окуджава...
Гуляя по Арбату и его окрестностям, можно видеть и церкви и старинные палаты и дворянские усадьбы и доходные дома и элитные советские многоэтажки. Но еще важнее то, что за каждым зданиям стоят судьбы — десятки, сотни, тысячи человеческих судеб. И многие из этих судеб были сломаны, искалечены, даже пресечены в пору репрессий как конца 1930-х гг., так и рубежа 1940-50-х гг.
Возьмем, например, угол Сивцева Вражка и Филипповского переулка.
Здесь стоит доходный дом рубежа XIX-XX вв., архитектор Николай Краснов (1864-1939), архитектор Витольд Дзевульский (1876-?).
Прекрасный неоклассический декор, лепнина, барельефы — красота!..
В числе его жителей был Петр Петрович Ильин (1886-1951) — один из первых русских автомобилестроителей: у него не было собственного производства полного цикла, однако на заводе Ильина осуществлялась качественная сборка, а также было налажено производство кузовов (кстати, производство экипажей вообще было семейным делом Ильиных аж с начала XIX века). У предприятия была даже своя торговая марка — Руссо-Бюир.
По молодости Ильин участвовал в гонках (и даже победил в гонке на Императорский приз), в зрелом возрасте он выполнял заказы первых лиц СССР, а на склоне лет... а на склоне лет его зачем-то арестовали. Его супруга пыталась ходить по органам и даже, было дело, предъявляла документы на имя Петра Ильина, подписанные лично Лениным, но... В 1951 году Ильин умер в тюрьме (в ряде источников указывается 1950 год).
А еще в этом доме жил писатель Юрий Либединский (1898-1959), который в годы войны был корреспондентом фронтовых газет «Красный воин» и «Красная звезда». Его четвёртая супруга Лидия (кстати, дальняя родственница писателя Алексея Толстого) написала «Зеленую лампу» — любопытную книгу с воспоминаниями о жизни в 1920-1960-е годы.
В книге приводятся весьма показательные строки (изложение идет от лица Юрия Либединского):
...Каждый вечер садился я за письменный стол и писал, слушая, как проезжают машины по Сивцеву Вражку, и ожидая звонка в дверь. Но звонка не было, и я постепенно втягивался в писание, забывая о грозящей мне участи. Счастливая наша профессия!
Тут важно отметить, что Либединский не был ни белым офицером из дворян, ни каким-нибудь кадетом-разночинцем. В годы Гражданской войны он был политруком, занимался организацией мероприятий, направленных на ликвидацию эпидемий; позже публиковался в газете «Советская правда», работал на заводе. Все это не помешало товарищам по партии исключить его из этой самой партии в 1937 году («за троцкизм» и «связь с врагами народа»). Нетрудно представить, с каким настроением провёл писатель в 37-39 годы.
Вот так жили люди...