Найти в Дзене

Было ли холодно в танке Т-34?

Мы все видели много информации касаемо истории создания и технических характеристик, пожалуй, одного из самых лучших танков Второй мировой войны Т-34. Но у меня возник вопрос, каково было в нем экипажу зимой, особенно во время трескучих морозов? Насколько комфортно, если вообще сюда это слово можно применить, себя ощущали танкисты в боевом походе и ночной стоянке в мороз? Стоит начать, пожалуй, с самого главного - специальной печки отопителя в конструкции танка предусмотрено не было. Комфорту танкистов того времени вообще не принято было уделять особое внимание. Бойцам приходилось на себе носить много одежды, чтобы хоть как-то сохранить тепло, и это максимум, что они могли сделать. На практике, металлическая машина создавала ощущение мороза даже больше, чем снаружи. Отдельная глава рассказа о холоде может быть посвящена запотевшим приборам и оптике, что создавало, конечно же, свои сложности. Мы уже не говорим о таких мелочах, как замерзшие и одубевшие конечности каждого из члена э

Мы все видели много информации касаемо истории создания и технических характеристик, пожалуй, одного из самых лучших танков Второй мировой войны Т-34. Но у меня возник вопрос, каково было в нем экипажу зимой, особенно во время трескучих морозов? Насколько комфортно, если вообще сюда это слово можно применить, себя ощущали танкисты в боевом походе и ночной стоянке в мороз?

Стоит начать, пожалуй, с самого главного - специальной печки отопителя в конструкции танка предусмотрено не было. Комфорту танкистов того времени вообще не принято было уделять особое внимание. Бойцам приходилось на себе носить много одежды, чтобы хоть как-то сохранить тепло, и это максимум, что они могли сделать.

-2

На практике, металлическая машина создавала ощущение мороза даже больше, чем снаружи. Отдельная глава рассказа о холоде может быть посвящена запотевшим приборам и оптике, что создавало, конечно же, свои сложности. Мы уже не говорим о таких мелочах, как замерзшие и одубевшие конечности каждого из члена экипажа. Сложно приходилось механику-водителю, который грудью принимал леденящий воздух. Люк часто приходилось открывать на ширину ладони для лучшего обзора.

Существует мнение, в котором говорится, что хоть специальных выводов и помп для обогрева салона не существовало, на ходу сам двигатель давал хоть чуточку тепла салону так же, как и пороховые газы и отстрелянные гильзы. Но существует также совершенно противоположное воспоминание ветеранов, говоривших о том, что это все не соответствовало действительности, и расположение двигателя и его конструкция совершенно никаким образом не влияли на температуру внутри танка. Но даже учитывая разные мнения, мы можем говорить об одном: в танке Т-34 действительно было очень холодно.

-3

А вот во время стоянок и ночевок была применена русская смекалка: к башне танка Т-34 был приторочен танковый брезент размером 10x10 метров. Им экипаж накрывал танк по пути на фронт, на нем же раскладывалась нехитрая снедь. Этот же брезент служил танкистам крыши над головой, когда не было возможности остановиться на ночлег в домах. В зимних условиях танк промерзал и становился настоящим холодильником. Тогда экипаж вырывал траншею, загонял на нее сверху танк, под днищем танка подвешивалась танковая печка, которую топили дровами. В некоторых модификациях танка Т-34 прямо на заводе приваривали крепления для установки ящика с данной печкой. В данном блиндаже было не очень комфортно, но намного теплее чем в самом танке или на улице.

Обитаемость и комфорт самих "тридцать четвертых" были на минимально необходимом уровне. Сидение танкистов делали жесткими, и, в отличии от американских танков, на них не было подлокотников. Тем не менее, танкистам иной раз приходилось спать прямо в танке полусидя. Старший сержант Петр Кириченко, стрелок-радист танка Т-34, вспоминает: "Хотя я был длинный и худощавый, но все равно приноровился спать в своем сиденье. Мне даже нравилось: откидываешь спиночку, приспускаешь валенки, чтобы о броню ноги не мерзли, и спишь. Хорошо спать на теплой трансмиссии, накрывшись брезентом".

-4