Найти тему

Страшные танки Советского Союза или "Командир, я в это не полезу"

Бои, проходившие на полях Первой Мировой, положили начало новой эпохе в ведении войны, где помимо различных видов пехоты широко используются большие, бронированные, вооруженные крупнокалиберными пушками, машины. А они в свою очередь успели дать конструкторам того времени небольшой опыт танкостроения, которое получило широчайшее распространение в армиях самых развитых стран того периода. О типичных представителях тяжелых машин межвоенного времени и пойдет речь.

При создании учитывался опыт практически только что прошедших боев: бронированные монстры постоянно сталкивались с целыми гектарами грязи, широкими траншеями, различными заграждениями, невозможностью продолжать бой из-за залегшей от пулеметного огня и оставшейся позади, пехоты; а также с огнём полевых орудий. В таких условиях и сформировалось неправильное представление о том, как должна выглядеть тяжелобронированная машина. Рассмотрим, как самый удачный в мировом танкостроении пример, отечественный Т-28.

3 башни aka Змей Горыныч. Собсна, Т-28.
3 башни aka Змей Горыныч. Собсна, Т-28.

Считалось, что обязательным условием в создании подобной машины была длина танка - для преодоления траншей в ходе штурма укреплений. Так, при относительно небольшой массе в 25,4 тонны, машина достигала в длину 7,4 метра, что не могло не удорожить его производство.

Не менее популярным было мнение о пользе большого количества башен. Тут логика простая: “Если у нас много пушек, то огневая мощь увеличивается. Можно поражать сразу несколько противников одновременно, а можно более эффективно поражать одного". К тому же появившееся место на базе танка 7,4 на 2,9 метров можно было чем-то заполнить. Так Т-28 получил свои 3 башни под 1 основное орудие и 2 пулемета. Такие машины грозно прозвали “сухопутными линкорами”, а их габариты действительно внушали страх. В действительности же такая система имела массу недостатков, самым значимым из которых было увеличение численности экипажа, и если в трехбашенном Т-28 было куда бы ни шло – 6 человек, то на более поздний пятибашенный Т-35 приходилось 11 членов экипажа, которые обслуживали 3 орудия и 2 пулемёта.

Это тот же дредноут, просто к нему приделали гусеницы. Собсна, Т-35
Это тот же дредноут, просто к нему приделали гусеницы. Собсна, Т-35

К другим недостаткам: ухудшение коммуникации в самом танке и сложности взаимодействия экипажа, уменьшается скорость и проходимость машины, неудачная геометрия брони, на которую крепятся все эти орудия. Из всего вышесказанного получалась огромная медленная мишень для артиллеристов следующей мировой войны. Неудивительно, что страны запада отказались от множества машин подобных типов ещё до 1939 года, но не Советский Союз. Здесь они считались символом мощи не только военной, но и промышленной. Далеко не каждая страна могла позволить себе обрабатывать такое количество металла, которое требовали такие машины. В целом, конструкторы получили и то, что хотели, и то, что было действительно нужно: тяжёлая гусеничная машина с большим орудием и пулеметами для поддержки пехоты. Но испытания на полигонах, война в Финляндии и небольшой опыт использования даже ветеранов Великой Войны показал, что танкостроение идет в неправильном направлении, и вскоре подобные машины перестали выпускаться. Появился некий единый шаблон, которому следовали все конструкторы мира, и с тех пор тяжелые боевые машины получили по орудию, пулемету и больше не обвешивались огромным количеством пушек. Но самые удачные образцы ещё находили свое применение на полях сражений.

Читайте журнал с самого начала, что бы понять хронологию событий в истории!