В 1897 году археологи обнаружили в частном поместье Ла-Алькудия, в Валенсии, Испания, потрясающий артефакт - многоцветный женский бюст в сложном головном уборе. Ученые датируют скульптуру 4-м веком до нашей эры. В настоящее время бюст, известный как леди Эльче, считается одним из самых известных изображений Испании.
Здравствуйте, друзья!
Каждое археологическое открытие имеет свою историю. Так и всемирно известный сегодня бюст женщины, которую назвали леди Эльче, был найден совершенно случайно. Это произошло в Ла-Алькудии, археологическом объекте, находящемся в частном поместье в двух километрах к югу от Эльче, Испания. Говорят, что на бюст наткнулся четырнадцатилетний мальчик, случайно опрокинув камень.
Скульптура была найдена 4 августа 1897 года. Бюст изображает голову, шею, плечи и грудь женщины. Однако, есть предположения, что бюст изначально был частью более крупной полнотелой статуи. Особое внимание привлекает сложный головной убор, состоящий из двух катушек, известных как "rodetes ", по обе стороны от головы и лица скульптуры. Бюст был прозван местными жителями "Рейна Мора" (Мавританская Королева).
Считается, что это был церемониальный головной убор, и что женщина могла быть жрицей. Головной убор проходит вдоль лба. На нем есть рисунок из приподнятых мраморных шишек. Перед ушами у нее висят кисточки, а грудь украшают сложные ожерелья. На лице женщины безразличное выражение. Когда бюст нашли, на нем еще оставались следы красной, белой и синей декоративной краски. Состав камня говорит о том, что он был добыт в Алькудии. Отверстие в задней части скульптуры указывает на то, что она, возможно, использовалась в качестве погребальной урны.
Происхождение скульптуры
Доктор Кампелло, владелец фермы, где была найдена скульптура, в то время был женат на Асунсьон Ибарра, дочери Аурелиано Ибарра Манцони, гуманиста 19-го века, чьим хобби была археология. Ибарра Манцони нашел несколько предметов и иберийских захоронений на своей собственной ферме и в других местах поблизости от Эльче. Он собрал ценную коллекцию, которую завещал своей дочери Асунсьон. При этом Манцони оставил инструкции по подготовке коллекции к продаже академии де ла Historia после ее смерти. Коллекция должна была быть продана в полном объеме. Ученый хотел, чтобы она находилась в Национальном археологическом музее. В состав коллекции входила и леди Эльче.
Происхождение скульптуры вызывает недоумение и стало предметом жарких споров. Некоторые учение предполагают, что скульптура является иберийской и может быть связана с Тант, богиней Карфагена, в то время как другие предположили, что работа отражает Атлантическую богиню. Необычные черты лица скульптуры, так же, как кажущаяся удлиненной голова и катушки по ее сторонам, возбуждают множество альтернативных теорий. Например, то, что катушки не являются частью головного убора, а представляют собой технологический головной убор, который отражает высокоразвитый характер предполагаемой цивилизации Атлантиды.
Может ли бюст быть подделкой?
Есть предположения, что статуя - это подделка и не заслуживает всеобщего внимания. Так, искусствовед Джон Ф.Моффит утверждает, что форма глаз и носа дамы "слишком нежна, чтобы быть вырезанной в дохристианской Испании". Этот аргумент тут же опровергли другие ученые, в частности, в области испанской археологии, которые рассматривают бюст, как великое достижение ранней иберийской культуры.
Антонио Уриарте из Мадридского университета заявил:
"Десятилетие за десятилетием исследования укрепляли наше мнение о согласованности Леди с иберийской культурой. Дама была найдена более века назад, и многие ее черты, тогда еще не понятные, были подтверждены последующими находками. Например, использование краски в иберийской скульптуре до находки Леди было неизвестно."
Исследование остатков красящих пигментов леди Эльче в 2005 году показало, что они полностью соответствуют древним материалам, никаких современных пигментов найдено не было.
В 2011 году Мария Пилар Луксан, автор исследования 2005 года, проанализировала микрочастицы в отверстии на задней части бюста с использованием электронной микроскопии и рентгеновской дисперсионной спектрометрии. Она пришла к выводу, что эти частицы принадлежат пеплу костей человека, и что они сравнимы с теми, что существовали а Иберийский период. Это еще одно подтверждение древности скульптуры и ее использования как погребальной урны.
Вернут ли знаменитый бюст в Эльче?
В 1997 году мэр Эльче начал борьбу за то, чтобы бюст леди Эльче был возвращен из Национального археологического музея испании в Мадриде в город Эльче. Он намеревался выставить бюст во время празднования 2000-го года. Это должен был быть специальный экспонат на местной выставке, но ходатайство о возвращении бюста было отклонено.
Правительственная комиссия, которая отклонила просьбу, утверждала, что бюст слушком хрупкий и не перенесет 250-ти мильное путешествие. Однако этот отказ мог быть промотивирован политическими мотивами.
Директор археологического музея Эльче Рафаэль Рамос утверждал, что:
"Было нелепо говорить о том, что статуи не могут пережить путешествия. Более тонкие предметы регулярно перевозятся по всему миру. Я убежден, что те, кто находятся в Мадриде, боятся, что Эльче не захочет возвращать статую, и другие культурные объекты, находящиеся в Мадриде, могут быть потребованы местными музеями, если мы получим разрешение на транспортировку бюста леди Эльче".
Местные жители очень гордятся принадлежностью знаменитого бюста к Эльче, а каждый испанский школьник узнает о бюсте из учебников истории. В то время, как споры и теории о бюсте продолжаются до сих пор, все испанцы считают его национальным достоянием и надеются, что леди Эльче будет надежно сохранена как культурно значимый символ древней истории, независимо от того, где она сейчас находится.
Фотографии и материалы взяты из открытых источников.