Найти тему
Artfragment

Что нужно знать о Трейси Эмин

Оглавление

3 июля одна из самых скандальных современных британских художниц отметила день рождения. Трейси Эмин исполнилось 57 лет. Сама она заявила, что вступила в свой последний этап жизни. А мы решили вспомнить, с чего художница начинала и как сделала предельную откровенность своей визитной карточкой.

— В жилах Трейси Эмин течет турецкая и цыганская кровь.

Первая — от отца, вторая — от матери. Детство будущей художницы прошло в английском приморском городке Маргейт. Там отец Эмин владел гостиницей. Правда, когда девочке было девять, бизнес пошел прахом, а мужчина уехал в Лондон, где у него была еще одна семья. Совсем юной Трейси Эмин подвергалась сексуальным домогательствам со стороны постояльцев отеля, а в 13 лет ее изнасиловали. Вскоре Эмин начала менять партнеров одного за другим. «Когда мне было четырнадцать-пятнадцать, я взяла дурную привычку заводить половые связи с мужчинами много старше себя», — вспоминала она в своей автобиографии.

Страница для «Exploration of the Soul», Tracey Emin, 1994.
Страница для «Exploration of the Soul», Tracey Emin, 1994.

— Из приморского Маргейта Трейси Эмин в 1987 году перебралась в Лондон.

Там она поступила в Королевский колледж искусств. В годы учебы Эмин вдохновлялась работами Эгона Шиле и Эдварда Мунка, но произведения, созданные под их влиянием, до зрителей не дошли. Конец 1980-х годов стал для Эмин временем «эмоционального суицида». Его причиной был выкидыш. Тогда художница уничтожила все свои картины. Правда, впоследствии она представила проект «Моя главная ретроспектива». В рамках него Эмин выставила снимки уничтоженных работ, а также личные вещи, например, пачку сигарет, которую любимый дядя художницы сжимал в руке в момент гибели. Это была первая персональная выставка британки.

Трейси Эмин, «Дядя Колин», 1993.
Трейси Эмин, «Дядя Колин», 1993.

— Девяностые стали временем главных скандальных инсталляций Трейси Эмин.

В 1995 году она представила работу «Все, с кем я когда-либо спала: 1963-1995». Снаружи она выглядела, как самая обычная палатка, но внутри была исписана именами близких Эмин людей. Причем речь не шла лишь о тех, с кем у художницы была интимная близость. Там же были имена родственников и даже неродившихся детей Эмин.

Трейси Эмин, «Все, с кем я когда-либо спала: 1963-1995», 1995.
Трейси Эмин, «Все, с кем я когда-либо спала: 1963-1995», 1995.

1999 год окончательно принес Трейси Эмин известность. Вернее, ее инсталляция «Кровать». Работа представляла собой неубранную постель, вокруг которой валялось окровавленное белье, пустые бутылки из-под водки и использованные презервативы. Так предельная откровенность и готовность делиться со зрителями самым сокровенным стали ее визитной карточкой.

Трейси Эмин, «Моя кровать», 1999.
Трейси Эмин, «Моя кровать», 1999.

— Скандальными были не только работы Эмин, но и ее поведение.

Не раз она приходила пьяной на эфиры. В 1997 году на теледебатах по поводу работы художницы Джиллиан Уэринг Эмин обругала всех, а после ушла, не дождавшись окончания. Британка не лезла в карман за словом, а в 2016-м шокировала публику новостью о том, что обручилась с камнем. Вместо подвенечного платья Эмин тогда надела погребальный саван своего отца.

Трейси Эмин, photo by Ian Derry.
Трейси Эмин, photo by Ian Derry.

— Трейси Эмин никогда не боялась говорить о том, что обычно замалчивалось, а то и вовсе было табуированной темой.

Для художницы, кажется, таких тем попросту нет. В своей автобиографии Эмин писала:

«Как-то давно у меня были отношения, когда меня три года не целовали и не обнимали, а только регулярно подвергали психологическому давлению и еще и почти каждый день заставляли заниматься анальным сексом. Я тогда максимально приблизилась к понятию «физическая привязанность». Я была разодрана, покорежена изнутри, мучилась постоянной диареей, геморроем и бесконечными инфекциями. Так называемый мужчина, с которым я находилась в отношениях, строил свою жизнь на фильмах Мартина Скорсезе и Фрэнсиса Форда Копполы, книгах Эрнеста Хемингуэя и Чарльза Буковски. Со мной он никогда не разговаривал. Мне было девятнадцать, я была нигилистичной анорексичкой. Воспользоваться человеком, который уже является жертвой (не важно, мужчина он или женщина), — хуже не придумаешь».
Трейси Эмин, «Naked Photos: Life Model Goes Mad».
Трейси Эмин, «Naked Photos: Life Model Goes Mad».

— Сегодня Трейси Эмин 57 и она продолжает активно работать.

Ее имя с завидной регулярностью появляется в прессе. Так, с началом карантина художница перестала покидать дом и начала вести дневник. Эмин признавалась, что пару недель просто лежала в кровати (а в одно из воскресений провела в ванне целых восемь часов, периодически подливая воду) и ничего не делала.

Новые живописные работы Трейси Эмин.
Новые живописные работы Трейси Эмин.

Но потом начала работать. Результаты можно увидеть прямо сейчас на онлайн-выставке галереи White Cube. На небольших картинах, выполненных акрилом на холсте, Эмин изобразила уютные уголки своего дома в Восточном Лондоне.

Дом Эмин стал на время карантина настоящей мастерской.
Дом Эмин стал на время карантина настоящей мастерской.

— На днях художница призналась, что вступила в свой последний этап жизни, и уточнила, что постарается не облажаться, как бывало в прошлом.

Эмин собирается покинуть свой дом в Лондоне и жить между Маргейтом и югом Франции. «После того, как я уеду отсюда, где бы я ни жила, я буду жить с моей работой. Теперь это для меня самое главное. Вся моя жизнь будет искусством, искусство будет для меня всем: моим любовником, моим спасением. Я старею, и это именно то, чего я хочу», — призналась художница.

Селфи Трейси Эмин, сделанное во время самоизоляции.
Селфи Трейси Эмин, сделанное во время самоизоляции.

Ставьте лайк! И подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!

Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в Читай-городе или Лабиринте.