Найти в Дзене

Кто в кризис определяет дальнейшую судьбу компании?

Сразу после окончания высшего учебного заведения я работал инженером в научном институте. Институт занимался разработкой систем навигаций. Сейчас этот проект называется ГЛОНАСС. Разработанное нашим институтом первое работающее переносное навигационное устройство весило около 27 килограммов и в пересчете на иностранную валюту стоило около 30 тысяч долларов США за одну единицу. В 1989 году меня вместе с десятками других молодых специалистов пригласили на совещание. Нас попросили определить, что институт может сделать для разработки товаров народного потребления. Молодые специалисты в один голос заявили, что разработанные нашим институтом навигационные приборы не могут иметь массового применения. Все присутствующие считали, что наш навигационный прибор очень тяжелый и слишком дорогой. Сотрудники стали предлагать что угодно, кроме того, что имело бы отношение к профилю деятельности нашего института. Никто даже не намекнул, что стоило бы подумать о возможном применении навигационных приборов, например, в автомобилях. Никто из молодых ученых не мог предвидеть, что через какие-то 20 лет переносное навигационное устройство будет продаваться в любом магазине электроники за вполне приемлемые деньги или даже станет бесплатным приложением к мобильному телефону. У руководства нашего института было большое желание оживить деятельность организации и провести реструктуризацию, но мозговой штурм ничем толковым не закончился. Как вы, наверное, догадываетесь, реструктуризация не удалась. Что стало с институтом потом, догадывайтесь сами.

В фокусе кейса = Целесообразность анализа окружающей бизнес-среды

В то время для определения дальнейшей стратегии развития какими-то другими способами (кроме как проведением внутрикорпоративных совещаний) не пользовались. В СССР не существовало даже понятия «исследование рынка».

А что бы было, если бы тогда наш институт посмотрел, что делается в других странах? Может быть, тогда мы узнали бы про навигационную систему NAVSTAR GPS. И нам стало бы известно, что в США уже появилось несколько гражданских компаний, таких как Garmin, которые занимались разработкой переносных навигационных устройств.

Ваши возможные возражения о том, что все связанное с NAVSTAR GPS в США было строго засекречено, не принимаются. В 1983 году произошла катастрофа самолета корейских авиалиний с 269 пассажирами на борту. После этого инцидента, чтобы не допустить впредь подобных трагедий, президент США Рональд Рейган разрешил использование военных систем навигации для гражданских целей. К моменту проведения нашего совещания навигационные приборы NAVSTAR GPS уже шесть лет как использовались в гражданской авиации. А если бы мы все это знали, может быть, тогда мозговой штурм проходил бы в другом формате. Может, тогда никто не предлагал бы скакалки со счетчиками вместо переносных навигаторов.

Но это все фантазии, и время назад не вернуть. Хотим подчеркнуть только один вывод из рассказанной истории: не кризис определял дальнейшую стратегию этого института, а его сотрудники. А кризисные предпосылки распада СССР только говорили о необходимости реструктуризации института в гражданское русло.