Самое удачное время для французской симфонической музыки – это конец XIX века. Во второй половине 80-х годов позапрошлого столетия Франция, пожалуй, превосходила даже ведущие центры данного жанра – Австрию и Германию. Флагманами того времени были одиночные симфонии Эдуара Лало, Эрнеста Шоссона, Поля Дюка и такие выдающиеся вещи, как Symphony on a French Mountain Air («Симфония на французском горном воздухе») Венсана д’Энди, Третья «Органная» симфония Камиля Сен-Санса и Симфония ре-минор Сезара Франка. Последние две до сих пор остаются фаворитами у мировых оркестров.
Поговорим как раз о симфонии Сезара Франка. Наверное, это его лучшее произведение. Премьера шедевра состоялась в 1889 году. Как раз в самый рассвет великого французского музыкального возрождения. Даже сам Дебюсси, считавший, что со времен Бетховена симфония стала бесполезной, нашел в творении Франка захватывающий нерв времени. Но вот цинизм ситуации в том, что настоящую известность и признание симфония получила лишь после смерти автора – в 1893 году, когда она прозвучала в Париже в исполнении Оркестра Ламурё. Учитывая тот факт, что оркестр предоставлял слушателям возможность слушать новую музыку, а его руководитель был ярым поклонником Рихарда Вагнера, то публика была готова к новым музыкальным открытиям.
Подобно многим симфониям девятнадцатого века, Франк разрабатывает повествовательный тон, подобно Пятой и Девятой Бетховена, – от тьмы к свету. Начиная с тревожного ре-минорного вступления, заканчивая великолепным и триумфальным заключительным ре-мажором. В медленном вступлении преобладает предчувствующая фигура, намекающая на «мотив судьбы» из вагнеровского «Кольца нибелунга» и апокалиптических Les Préludes и Muss es sein? Ференца Листа. А вот второстепенная тема, вступающая в минорную тональность, усиливает драматический накал опуса и как бы предвосхищает приход мажора. Ученик Франка назвал эту тему «темой веры». Таким образом конфликт произведения строится на коллизии судьба и веры. Кажется, что конфликт неразрешимый.
В финале лучистая ре-мажорная тема побеждает темный минорный настрой с которого все начиналось. Однако, музыка делает паузу, словно пересматривая свое прошлое. Это пример техники циклической формы Франка. Главная тема медленного движения дважды возвращается, напоминая нам о беспокойстве, с которого все началось. Но всепобеждающий мажор в итоге поражает тьму и все заканчивается по-бетховенски торжественно и празднично. Кстати, такое разрешение конфликта симфонии не понравилось Равелю. Он пренебрежительно замечал, что Франк показывает свою страсть к звукам ярмарочной площади.
Послушать и скачать в хорошем качестве композиции можно в нашем телеграм-канале – https://t.me/classmus