Найти в Дзене

К чему ведёт самопоглощённость (на примере героев пьесы А.П. Чехова “Вишнёвый сад”)

Самопоглощённость – что это такое? Это когда каждый поглощён” своей правдой”, погружён в свои переживания и не замечает, что рядом есть окружающие с их радостями, надеждами, болью. В чём опасность? Обратимся к Чехову Откуда самопоглощённость взялась у героев “Вишнёвого сада”? У Раневской, например, её молодость, семейная жизнь, цветущий вишнёвый сад – всё это закончилось трагически. Умер муж, имение пришло в упадок, новая страсть, очень мучительная, а потом - гибель сына. И Раневская бежит от своего прошлого за границу. Но, как оказалось, ничего не забывается из прошлого. Раневская возвращается в свой дом, где её любят, ждут и где её осуждают за “порочность” , за легкомыслие. Раневская принимает справедливость упрёков и постоянно ощущает свою вину. Рядом с чувством вины в ней нарастает и чувство отчуждённости, потому что требуют от неё чего – то, что дать она не может, отчего – то ждут, что она изменится, станет той, какою окружающие хотят её видеть. Ей становится понятно: она ч

Самопоглощённость – что это такое? Это когда каждый поглощён” своей правдой”, погружён в свои переживания и не замечает, что рядом есть окружающие с их радостями, надеждами, болью.

В чём опасность? Обратимся к Чехову

Откуда самопоглощённость взялась у героев “Вишнёвого сада”? У Раневской, например, её молодость, семейная жизнь, цветущий вишнёвый сад – всё это закончилось трагически. Умер муж, имение пришло в упадок, новая страсть, очень мучительная, а потом - гибель сына. И Раневская бежит от своего прошлого за границу. Но, как оказалось, ничего не забывается из прошлого. Раневская возвращается в свой дом, где её любят, ждут и где её осуждают за “порочность” , за легкомыслие. Раневская принимает справедливость упрёков и постоянно ощущает свою вину. Рядом с чувством вины в ней нарастает и чувство отчуждённости, потому что требуют от неё чего – то, что дать она не может, отчего – то ждут, что она изменится, станет той, какою окружающие хотят её видеть. Ей становится понятно: она чужая среди родных. Фраза, характеризующая Раневскую из «Вишневого сада»: «Не надо обманывать себя, надо хоть раз в жизни взглянуть правде прямо в глаза»,- говорит о том, что Любовь Андреевна оторвана от реальности, застряла в своем мире. Очень странно на этом фоне выглядит любовь к дочерям. Приемная дочь, мечтающая уйти в монастырь, устраивается в экономки, так как у нее нет хотя бы ста рублей для пожертвования, а мать, просто не придает этому значения. Родная дочь Аня, оставленная в двенадцатилетнем возрасте на попечение безалаберного дяди в старом имении, очень переживает за будущее своей матери и опечалена скорым расставанием. «…я буду работать, тебе помогать…» – говорит юная девушка, которая еще незнакома с жизнью. Неслучайно рядом с Аней поставлен Петя – вечный студент, живущий в мире идей, существующем параллельно с миром реальных вещей и отношений.

Ещё один персонаж, о котором нужно сказать: Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской. Человек немолодой, мыслит и действует, как состарившийся мальчик. Он инфантилен. Гаев, кажется, так и не дорос до своей юности, остался беспомощным, болтливым, неглубоким, духовно не развитым, никого и ничего по – настоящему не полюбившим.

Вывод

Получается, что тот, у кого чувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредоточивается на самом себе, и главной его заботой становится удовлетворение своих потребностей и собственный комфорт. Так и появляется в обществе явление – самопоглощённость. Антонимом к этому понятию будет общечеловечность - способность человека интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над жизнью грядущих поколений, формами будущего общества и устройством будущего мира. Такой интерес к новым поколениям не обязательно связан с наличием собственных детей – он может существовать у каждого, кто активно заботится о молодежи и о том, чтобы в будущем людям легче жилось и работалось.

Позиция А.П. Чехова

А. П. Чехов никого не обвиняет ни в самопоглощенности людей, ни в их неспособности понять и услышать друг друга — это первичная данность, обусловленная непохожестью каждого человека для другого.

Как спастись?

Преодоление отчужденности, вступление в психологически полноценный контакт с другим, непохожим на себя человеком, возможно лишь, когда делается минимальное усилие для трансляции своей душевной теплоты или искреннего восприятия ее от другого человека.

Вы что думаете по данному вопросу?

Если понравилась статья, пишите комментарии, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал (мне будет приятно).