Найти тему
Анжела Васс

Непереведенное кино: 1. "Холодный ветер в августе" 1961 г.

Оглавление

Я не смотрю современное кино. Точнее, почти совсем не смотрю. То что иногда я вижу, оставляет чувство недоумения и часто полного неприятия. Я не смотрю ТВ, потому что программы унижают мое понятие о нормальности, порядочности т.д. Просмотр фильмов по ТВ превращается в нервную битву с рекламой - пять минут фильма, пять минут рекламы. Вот уже несколько лет я выбираю фильмы в Сети и смотрю их на большом экране своего телевизора. Я люблю старое кино, снятое в 20-м веке. Особенно я люблю кино 60-х с его особой атмосферой, стилистикой и минималистским подходом. Многие фильмы из того периода - признанные шедевры. Но речь не о них, а о большой группе фильмов, которые не дошли до нас по причине отсутствия перевода, даже перевода на уровне субтитров. Как оказалось, в эту группу попадает очень много хороших, душевных фильмов. По долгу службы я часто смотрю такие фильмы и хочу рассказать о самых примечательных из них.

Сегодняшний фильм - черно-белая мелодрама "Холодный ветер в августе" ( "A Cold Wind in August"), снятый в 1961 году. В главных ролях: Лола Оллбрайт и Скотт Марло.

Сюжет.

В нью-йоркскую квартиру красавицы Айрис приходит брошенный ею муж и просит помощи. В его бурлеск-шоу в Ньюарке рядом с Нью-Йорком забеременела солистка ему ее нужно срочно ее заменить. Он просит Айрис всего лишь в течение недели выступить вместо нее, пока он не найдет постоянную исполнительницу. Но у Айрис есть принцип - она не выступает с театрах в зоне Нью-Йорка. А театр ее мужа находится всего лишь в 15 километров от города. Кроме того, она не любит работать летом. Но она обещает подумать.

Айрис беседует с мужем. (фото из свободного доступа)
Айрис беседует с мужем. (фото из свободного доступа)

Тем временем Айрис страшно раздражена тем, что ее новый кондиционер не работает. Она звонит смотрителю своего дома с просьбой починить его. Однако починить кондиционер приходит его семнадцатилетний сын Вито. У него каникулы, он проводит их с друзьями и подружками на пляже, во дворе, на крыше. Парень не горит желанием помогать неизвестной дамочке, но отец уговаривает его, назвав женщину выдающейся красавицей, мадонной.

Когда Вито приходит, Айрис идет из-за жары переодеваться и уже, пока еще неосознанно, начинает наносить на тело духи. Она возвращается к Вито и начинает с ним мило беседовать.

Айрис и Вито  (фото из свободного доступа)
Айрис и Вито (фото из свободного доступа)

В разговоре с Айрис Вито признается, что считает ее моделью, потому она отличается от других женщин в их доме. Но сама Айрис не говорит о своей работе. Пока еще Вито ее мало интересует - просто милый мальчик. Вито из-за отсутствия необходимого инструмента обещает позже и закончить работу полностью. А Айрис приглашает его на кухню поесть мороженого. Именно в этот момент она впервые прикасается к его волосам. Вито вспоминает свою мать, которая умерла когда он был совсем маленьким. А Айрис признается, что росла без отца...

Айрис жалеет Вито.  (фото из свободного доступа)
Айрис жалеет Вито. (фото из свободного доступа)

Кондиционер работает, но работа еще полностью не закончена. Айрис приглашает парня прийти на другой день и пытается дать ему деньги за ремонт. Вито противится, деньги падают на пол и когда Вито старается из поднять, Айрис ногой прижимает его руку с деньгами к полу и говорит, что теперь он в ловушке. Вито явно смущен, но Айрис заставляет взять его деньги и просит его не напиваться. Вито отвечает, что вообще не пьет.

Айрис и Вито.   (фото из свободного доступа)
Айрис и Вито. (фото из свободного доступа)

Затем Вито идет к своим друзьям. Среди них новая девушка, и он приглашает ее на крышу, где они мило целуются.

Тем временем Айрис знакомится с женщиной постарше, своей соседкой, чей муж находится в Корее. Айрис признается ей, что была замужем три раза, имела много романов, но никогда не была по-женски счастлива. Она мечтает о сильном и смелом мужчине, которому она будет по настоящему нужна. Неожиданно появляется ее преданный друг и поклонник Джули Франц, которого она называет Джиджу. Они примерно ровесники, обоим хорошо за тридцать. Соседка хочет уйти, но Айрис заставляет ее остаться, потому не хочет быть наедине со своим другом. Начинается светский разговор, во время которого неожиданно всплывает имя сына смотрителя дома. Женщины шутят на его счет: Айрис предлагает соседке завести с ним роман, на что та парирует, что по возрасту он больше подходит Айрис. В шутку Айрис вскользь замечает, что мальчика можно было бы кое-чему и научить.

Тем временем Вито рассказывает своему другу об успехах с новой девушкой, которые не продвинулись дальше поцелуев на крыше. Отец, слыша его разговор, потом по-отечески наставляет о том, что в отношениях с девушками нужно всегда думать головой.

А тем временем Айрис делает зарядку перед зеркалом и раздумывает о сложившейся ситуации. И она уже принимает решение как поступить дальше. Изысканный макияж, легкая блузка и обтягивающие брючки-металлик. "Ну ты сам на это напросился!"- говорит она, глядя в зеркало.

 "Ну ты сам на это напросился!"  (фото из свободного доступа)
"Ну ты сам на это напросился!" (фото из свободного доступа)

Приходит Вито и радушная хозяйка Айрис пускает в ход свои чары. Вито околдован ее красотой, о чем простодушно ей сообщает. Не дав ему даже подойти к кондиционеру, Айрис просит его сесть на диван рядом с собой и угощает его напитком, про который он даже не слышал - "кровавой Мэри". Пока он пытается понять его вкус напитка, Айрис шутливо заставляет его пить все больше и больше. Потом просит его прикурить для нее сигарету, которую соблазнительно его же рукой подносит к своим губам.

Подвыпивший Вито плюхается на диван и Айрис сама еще вливает ему в рот спиртное. Вито извиняющимся тоном говорит ей, что сегодня он вообще впервые пьет спиртное. "Конечно", говорит Лола, запрокинув его голову назад. "Малыш, бедный малыш, мой малыш!" - шепчет Айрис, покрывая его лицо поцелуями и расстегивая его рубашку. "Расслабься, малыш", - Айрис крепко прижимается к нему, когда его руки наконец обнимают ее...

-6
-7

Затем счастливые любовники наслаждаются друг другом. Она ходят вместе в парк, где Айрис вновь ощущает себя молоденькой девчонкой. И лишь неодобрительные взгляды прохожих возвращают ее в суровую реальность, в которой она в два раза старше своего возлюбленного. Влюбленный Вито на свои последние гроши покупает Айрис еду в парке и цветы. Их встречи у Айрис - жаркие часы страсти и счастья. Айрис тоже балует своего Вито - покупает ему модную одежду. Вито старается скрывать эти отношения от своих друзей и отца. В одном из разговоров с Айрис, Вито скажет ей, что он хочет постоянных отношений с ней. Наконец в жизни молодой женщины появляется приятный мужчина, который в нее безумно влюблен и хочет серьезных отношений. .

-8

В один из дней Айрис звонит Джиджу и просит отвести ее и Вито на море, возле которого у Джиджу дом. Так она хочет отблагодарить парня за починенный кондиционер. Ее друг удивлен этим, но Айрис переводит все в шутку и заявляет, что мальчик годится ей в сыновья.

На пляже впервые сгущаются тучи. Вито ведет себя как подросток, а в интонациях Айрис первый раз появляются менторские нотки. Теперь со стороны они выглядят как сын и мать. Ситуация усугубляется тем, что Джиджу вскользь замечает, что у него самого сын возраста Вито. Вито обижен и испытывает стыд перед людьми за отношения с Айрис, о чем он ей прямо и заявляет.

С испорченным настроением они возвращаются домой. Уставшая и разочарованная Айрис хочет остаться одна, но Вито в этой ситуации наконец чувствует себя не мальчиком а мужчиной и , несмотря на бурные протесты Айрис, грубо овладевает ею прямо на полу.

Айрис ошарашена практически изнасилованием и просит свого друга Джиджу отвести ее к нему на море на пару дней. Она хочет собраться с мыслями и понять, что же делать дальше.

Перед отъездом она звонит Вито, что сообщает что ее не будет все выходные. Отец становится свидетелем этого разговора. Он говорит, что эта женщина любит его и нельзя играть чувствами. Вито оправдывается, что он боится, что отношения становятся слишком серьезными и обязывающими. Вито хочет погулять с друзьями, погонять мяч. Одно из его любимых развлечений - поджечь метлу и размахивать ею как факелом. Отец просит сына до конца вести себя как мужчина. По его мнение "мадонна" уже возможно сама решила, что делать дальше.

-9

У моря Джиджу пытается добиться любви от Айрис, но она обижает его , сказав, что его ласки для нее никогда ничего не значили - она ощущала себя неживой. Друг пытается посоветовать ей побывать у врача, чтобы вылечить ее депрессивное состояние. Арийс признается, что ни один врач не может вылечить ее от любви к ... семнадцатилетнему мальчику. Она просит Джиджу отвезти ее обратно к ее "малышу".

Когда она возвращается, Вито идет с отцом и другом гонять мяч. Айрис соскучилась, но Вито отказывается идти с ней. Наблюдая за Айрис и ее "малышом" Джули-Джиджу говрит, что "она разбивает его сердце". Ему невмоготу смотреть, во что превращается взрослая красивая женщина.

В тот же день выясняется, что Вито ревнует ее к Джиджу. Айрис пытается ему объяснять, что он всего лишь старый друг.

В этот момент звонит муж Айрис и просит ее на следующий день выступить в шоу. Айрис соглашается, потому что муж обещает отсутствие рекламы и афиш с ее фото.

Вито она говорит, что вынуждена уехать на наделю к заболевшей матери.

Вито опять развлекается с друзьями, когда один из них сообщает с Ньюарке в шоу выступает роскошная дамочка. И эта дамочка, прекрасная блондинка, живет в доме Вито. Вито ему не верит и затевает драку.

НО теперь он настроен на то, чтобы самому это проверить. Вито отправляется в соседний город на шоу. В большом переполненном зале мужики освистывают неумелых танцовщиц, которые танцую невпопад. Но никто не покидает плохонькое шоу, потому что все ждут ЕЁ.

-10

Под ритмичную музыку на сцене появляется загадочная незнакомка, закутанная в парчовый плащ в больших очках-маске... Вито напряженно наблюдает за ней. Стриптизерша начинает медленно снимать свою одежду: плащ, перчатки. Когда она снимает очки, он узнает в ней свою Айрис. В ужасе Вито бросается прочь из зала. На улице его сильно рвет.

-11

После возвращения Айрис Вито пытается понять, почему она скрывала свою профессию. Его коробит от мысли, что ее обнаженное тело видят сотни мужчин. Как будто она занимается любовью со всеми ними. Айрис пытается объяснить, что это всего лишь представление, бизнес. Но для Вито это грязь, и вся их любовь запачкана теперь этой грязью.

Айрис оскорблена - раз он считает ее шлюхой, то пускай и обращается с ней соответствующим образом. Она разгневана и ведет себя нарочито вульгарно, назвав Вито грязным подонком. Вито не выдерживает и бьет ее по лицу. Айрис выгоняет его из своей квартиры.

Через неделю Вито гоняет мяч с друзьями во дворе и отец сообщает ему, что звонила "она" и пригласила его ужин, попросив еще ей позвонить. Вито перезванивает ей из магазина. Нехотя он все-таки соглашается прийти. В том же магазине он встречает симпатичную девушку, с которой начинает флиртовать. Она приглашает его к себя, пока ее родителей не будет дома. Он обещает прийти чуть позже после другой встречи. Он возбужден в предвкушении новых отношений с ровесницей.

Вито приходит к Айрис и не узнает ее. Перед ним не соблазнительная тигрица, а простая домашняя женщина в обычном скромном платье. Они спокойно и дружелюбно целуются. Айрис пытается доказать ему, что она может выглядеть как любая другая женщина. НО Вито объясняет, что он после всего уже охладел к ней. Он сожалеет о ссоре, и Айрис начинает плакать, прекрасно понимая что ничего уже не вернуть.

Вито уходит навстречу новым отношениям , а Айрис в одиночестве тихо плачет, держа к руке бокал с вином.

-12

Личные заметки

Я не знаю, почему я люблю это фильм. Возможно, потому что он стильно снят, в нем нет лишних героев. Ну и конечно, он о любви. Мотивы главных героев просты и понятны: она хочет страсти от молодого юноши, он хочет познать физическую любовь с более взрослой женщиной. Пока чувства не доходят до разума и сердца, все идет хорошо. Но опасность близких отношений такого типа очевидна, кто-то один остается с разбитым сердцем. Я не нашла ответ только на один вопрос. Стоят ли несколько недель таких страстных отношений всей той боли и разочарования в конце?