ProstoProSport о причинах уходов одиночниц от своих тренеров.
Кризис среднего возраста и поиск шоколада
В одном из своих прямых эфиров победительница Универсиады-2019 в танцах на льду Бетина Попова отметила, что в России просто невозможно красиво уйти к другому тренеру. И если проанализировать всю историю отечественного фигурного катания, то с ней сложно не согласиться.
Параллельно с этим вспоминаешь и невеселую фразу заслуженного тренера России Инны Гончаренко «Ученик всегда может уйти туда, где лучше, жирнее и шоколаднее». Ее специалист сказала за пару лет до перехода к Елене Буяновой своей самой известной ученицы Елены Радионовой. Гончаренко вообще очень четко разложила механизм уходов спортсменов от тренера, cравнив отношения «тренер-ученик» с происходящим в семейной жизни, а пубертат — с кризисом среднего возраста. «Люди расстаются в поисках чего-то нового, пытаются заново самоутвердиться в новых отношениях, а потом запоздало понимают, что вся их жизнь и все лучшее, что в ней было, связано не с тем, что здесь, а с тем, что осталось там», — заключила тренер.
Тутберидзе в центре обид
В последние годы в центре всех обсуждений о приходах и уходах учеников неизменно находится самый успешный тренер женского катания Этери Тутберидзе. Причем почти половина уходов от специалиста заканчивалась обидами и публичными обвинениями. Так, в 2012 году от Тутберидзе ушла даже не попрощавшись ее первая известная ученица Полина Шелепень, которую тренер воспитывала с четырех лет. Позже специалист признавалась в обиде на ученицу за неблагодарность и неподаренный на прощание букет цветов.
Осенью 2015 года после олимпийского успеха в Сочи-2014 от Тутберидзе ушла и Юлия Липницкая. Фигуристка поблагодарила специалиста за работу и подарила столь желанный букет. Однако формат все равно пришелся Тутберидзе не по душе – все это происходило в кабинете директора катка, а накануне Юлия попросила ФФККР, чтобы на французский этап Гран-при с ней отправился Сергей Дудаков, а не сама Этери.
Бомба от Медведевой
Настоящей же бомбой стал уход Евгении Медведевой после серебра личного турнира в Пхенчхане-2018. На фоне олимпийской истерии к делу подключился Первый канал, где Тутберидзе показывала их личную переписку с Женей и сетовала, что та перестала отвечать на ее сообщения. В довесок ко всему Этери сообщила, что Медведева там же в Пхенчхане спросила ее, почему она не придержала в юниорах Алину Загитову, ставшую в итоге олимпийской чемпионкой. А осенью 2018 года уже в эфире НТВ Тутберидзе отметила, что Евгении все-таки стоило бы поблагодарить ее и подарить тот самый букет цветов.
Массовое бегство
Всего этого оказалось достаточно, чтобы мир фигурного катания буквально взорвался. Чтобы начались бесконечные разговоры о несправедливости Олимпийских Игр и коротком веке одиночниц. А самой Тутберидзе припомнили уходы тех же Шелепень, Липницкой, а также серебряного призера ЮЧМ-2014 Адъяна Питкеева, победительницы юниорского Финала Гран-при-2015 Полины Цурской, вице-чемпиона Европы-2014 Сергея Воронова, вице-чемпионки мира среди юниоров-2015 Серафимы Саханович, а также перспективных участниц юниорского Финала Гран-при-2017 Анастасии Таракановой и Дарьи Паненкой. Причем уход последней получился по-настоящему скандальным: на сборах в Новогорске она отказалась выходить на лед, после чего покинула тренировку вместе с матерью, а позже стало известно о ее переходе к Анне Царевой.
На фоне многочисленных уходов и повышенном градусе интереса к группе Тутберидзе могло сложиться впечатление, что она – самый жесткий и непримиримый тренер российского фигурного катания. Однако при более вдумчивом изучении вопроса становилось очевидно, что к нейв погоне за успехом, в принципе, приходит слишком много амбициозных спортсменов, вынужденных работать на износ в условиях жесточайшей конкуренции. Отсюда – травмы, моральное и физическое истощение, а заодно и обиды, что конкретно им уделялось недостаточно внимания. Обвиняли Тутберидзе и в отсутствии персонального подхода к фигуристам, называя ее группу «конвейером». Однако другим специалистам даже с меньшим количеством спортсменов в группе также не всегда удавалось мирно разойтись с учениками.
Первый сор из избы Плющенко
Двукратный олимпийский чемпион Евгений Плющенко несомненно стал главным ньюсмейкером этого межсезонья. Ведь в его академию прямиком из группы Тутберидзе перешли бронзовый призер чемпионата Европы Александра Трусова, тренер Сергей Розанов, Вероника и Алена Жилины вместе с их матерью Людмилой, также работающей тренером. Туда же устремилась из «Хрустального» и 8-летняя Арина Парсегова.
Однако в истории даже его недолгой тренерской карьеры были не самые красивые расставания. Та же Саханович, горько сожалевшая об уходе из группы Тутберидзе из-за финансовых проблем семьи, к сезону-2017/18 была практически на грани окончания карьеры. Однако появился вариант с академией Плющенко и Серафима словно ожила. Ее новый наставник публично заявлял, что в плане катания она даже мощнее Медведевой. А осенью 2017 года на американский этап Гран-при они отправились вместе, как итог – довольно успешное для нее выступление и пятое место. На чемпионате России того сезона Серафима стала девятой, но буквально светилась от заряженности на работу и веры в собственные перспективы.
Но уже в марте 2018 года фигуристка ушла от Плющенко и вернулась в Санкт-Петербург. «Она повернулась ко мне задом. Ну, и я поменял свои взгляды на то, перед кем открывать двери, а с кем нужно быть осторожнее», — эмоционально заявил двукратный олимпийский чемпион, отметив, что Серафима – человек настроения и возможно рассчитывала на полное материальное обеспечение.
А фигуристка два года спустя призналась, как в ней отозвались те хлесткие слова ее бывшего наставника. «У меня случился нервный срыв, и я попала в больницу. У меня зажался дыхательный нерв в шейном отделе позвоночника. Около двух недель я восстанавливалась», — вспоминала о своей реакции Саханович. Фигуристка, которая сейчас обрела себя у Ангелины Туренко, но до сих пор с добротой вспоминает Тутберидзе.
Капризная княжна
Не удалось Плющенко спокойно расстаться и с Таракановой, перешедшей к нему летом 2018 года прямо от Тутберидзе. Фигуристка с новым наставником отобралась в Финал Гран-при, но не смогла повторить прошлогодний успех и подняться на его пъдестал, а также отобраться на юниорский чемпионат мира. Как итог – уход из академии Плющенко со скандальным шлейфом.
«Она продолжала показывать нервозность, постоянно ревела, после чего я решил пообщаться с родителями на тему смены тренерского коллектива», — рассказал о причинах расставания с фигуристкой специалист. «Как только мы пришли в академию, нам сразу пообещали большой лед. Но мы и не дождались», — отреагировала на заявление Плющенко Тараканова, признавшись, что, прочитав его слова в свой адрес, заплакала.
Смс для Буяновой
Тандем Елены Буяновой и Аделины Сотниковой был яркой иллюстрацией индивидуального подхода и в итоге привел к историческому золоту в Сочи-2014, четырем победам на чемпионате страны и двум серебряным медалям чемпионата Европы. Однако после большого успеха и перенапряжения Аделине было непросто вернуться в соревновательный режим. Ее последним стартом стал чемпионат России-2016, где Сотникова стала шестой. А летом 2017 года стало известно о ее переходе к Плющенко.
«Обидно, что о своем решении она сообщила по телефону, прислав смс. Зная ее, понимаю — да, ей так проще. Но в жизни нужно уметь пересиливать себя», — прокомментировала уход Сотниковой Буянова. Однако спустя время фигуристка все-таки нашла в себе силы поговорить с бывшим тренером, попросить прощения и даже назвать своей второй мамой.
Расставание из-за лишнего веса
Но два года спустя от Буяновой со скандалом ушла когда-то перспективная Анастасия Губанова. Серебряному призеру юниорского Финала Гран-при-2016/17 не хватило совсем немного, чтобы на первенстве страны среди юниоров-2018 подняться на третью строчку и пробиться на юниорский чемпионат мира. Анастасия стала четветой и ее переход от Туренко к Буяновой выглядел логичным решение вывести карьеру на новый уровень. Однако успеха не случилось. Проблемы с коньками, мелкие травмы, как итог – Губанова не выступила ни во взрослой, ни в юниорской серии Гран-при, отметившись лишь участием в челленджерах и девятым местом на чемпионате страны-2019.
Летом того же года Буянова объявила: «Настя отчислена из ЦСКА после сбора за несоответствие текущей спортивной формы поставленным задачам». Фигуристка в свою очередь была крайне удивлена словами бывшей наставницы и призналась: Буяновой хотелось всего и сразу, на что она была просто не способна из-за травм.
Неспокойное царство профессора
В контексте постоянных смен тренеров в женском катании последних лет многолетнюю работу Алексея Мишина и Елизаветы Туктамышевой принято считать эталонной. Однако и профессору доводилось сталкиваться со странными уходами юных учеников. Так, в какой-то момент его с Татьяной Мишиной группу почти одновременно покинули перспективные юниоры Алиса Лозко, Петр Гуменник и Елизавета Нугуманова.
«Она плохо тренируется, думает, что выйдет и сама по себе все сделает», — посетовал после одного из ее выступлений Мишин. С Лозко и вовсе вышла нестандартная история: фигуристка с уникальными вращениями пыталась перейти в группу Тутберидзе, и даже успела потренироваться там неделю, но ФФККР вынудила вернуться ее в Санкт-Петербург. Однако наладить отношения тренеру и спортсменке так и не удалось.
«До Мишина дошли слухи, что я хочу снова уйти к Тутберидзе. И он, скажем так, рекомендовал всем тренерам «Звездного льда» меня не брать. Об этом я узнала от Алины Писаренко, которая на свой страх и риск все-таки взялась меня тренировать», — вспоминала потом Лозко. При этом призналась, что зла на профессора не держит, так как понимает, что уход выученного тренером спортсмена к другому специалисту – всегда обидный факт.
Слабые звенья победной цепи
Существует и отдельная категория тренеров, тех, которые ведут спортсменов с самого детства, приводят к главным успехам в карьере, но в итоге по мере взросления фигуристов остаются не у дел. По банальной причине – их ученики выбирают более статусных тренеров и наиболее комфортные условия для тренировок. Так, от той же Гончаренко перед олимпийским сезоном-2017/18 к Буяновой ушла Радионова. А от Светланы Пановой и вовсе в разное время ушли Тараканова, будущая участница личного турнира в Пхенчхане-2018 Мария Сотскова, а также бронзовый призер юниорского Финала Гран-при-2018 Алена Канышева.
Однако эти специалисты, имеющие все основания для публичных претензий в адрес учениц, сохранили свои обиды при себе. При том, что Канышева, прыгнувшая в прошлое межсезонье четверной тулуп и закончившая карьеру одиночницы из-за травмы, признавалась: еще до перехода представители группы Тутберидзе фактически приглашали ее к себе. Панова практически не общается с прессой, в принципе, а Гончаренко скорее склонна бичевать не персонально Радионову, а говорить о трудностях, с которыми сталкиваются тренеры и фигуристы в ходе совместной работы.
Необходимость в урегулировании уходов
«Нужно как-то регламентировать ситуации, когда тренер за небольшую зарплату вывел фигуриста на высокий уровень, где он начинает участвовать в шоу и получать что-то за медали соревнований, а то в этот момент берет и уходит, конечно, это обидно», — высказала свое мнение тренер.
Подводя же итог, cтановится очевидно, что неоднозначные уходы юных фигуристок от тренеров случались не только в группе Тутберидзе. Причины все те же – сложности переходного возраста, травмы, неудачи и жажда перспектив с новым наставником. Однако они не рассматривались с микроскопом и потому особо не драматизировались. Другое дело, что детальная и жесткая регламентация уходов фигуристов от тренеров явно бы пошла виду спорта на пользу.
Екатерина Беспалова