Этот интересный элемент входа в культовые строения, бывает настолько красив и изящен, что не обратить на него внимание, просто невозможно. На Цейлоне, полукруг с резным орнаментом, встречается очень часто, и можно составить целую коллекцию из видов этих элементов.
Moonstone или по сингальски - Sandakata Pahana.
Первая ступень в "духовное место" под солнцем, напоминает желающему зайти внутрь, о главных составляющих нашего бренного мира. Это символ "колеса Сансары", из которого следует освободиться и вырваться каждой душе.
Колесо Сансары - совокупность миров. Они находятся в постоянной трансформации, в постоянном движении, приносящее всему постоянные изменения. Изменчивость, это беспокойный атрибут всего проявленного мира.
Перед входом в храм из обычного пространства, человек должен оставить все свои несовершенные и греховные мысли снаружи.
Первый, внешний орнамент, обычно изображает языки пламени - символ наших материальных, каждодневных потребностей. Это олицетворение страданий в проявленном мире, от которых человек ищет избавления для просветления.
Следующие за начальным полукольцом, идут изображения животных, несущие в себе символику четырёх наших главных жизненных процессов :
- Слон - рождение.
- Лев - болезнь.
- Буйвол - угасание.
- Лошадь - смерть.
Так же, этим изображениям приписываются человеческие инстинкты, которые входящий должен обуздать и покорить в себе.
За животными, следует полукруг с вьющимися растениями, и добавляются изображение лебедей с лотосами в клювах ( имеются вариации). Это символизирует озарение тех, кто отказался от своих мирских привязанностей и нашёл иной путь в жизни.
В центре полукруга, всегда изображён цветок лотоса - символ чистоты и совершенства, к которому лежит путь каждого. Это цель, к которой должна стремиться земная душа.
Проходя через "Лунный камень", входящий в храм получает импульс чистоты, переступая за порог мира Сансары.
Этот "Лунный камень" не вписывается своим видом в стандарты своих собратьев. Чем это вызвано? Я не нашёл ответа на этот вопрос. Возможно, кто-то из читателей знает его? Прокомментируйте пожалуйста, если у Вас есть информация на сей счёт.
У меня часто возникал вопрос о трудоёмкости изготавливания этих изящных предметов. У резчика не было права на ошибку в его работе. Местами, изображения поражают своей детализацией. Всё же, древняя резьба по камню всегда будет оставлять много вопросов, для визуально оценивающих её в сегодняшнее время...
Далее, я расскажу о некоторых несоответствиях в технологиях по обработке камня и самих постройках. Подражали ли древние строители своим предшественникам или действительно, обладали какими-то секретами в своём ремесле? Попробуем в этом разобраться вместе.
Продолжение следует.
Буду признателен за поддержку Вашей подпиской - подписаться.
Интересные материалы на канале: Вершина "Скалы дракона". Бассейн или артефакт на неприступной площадке? Кто убрал 5000 тон гранита?
Драконы Цейлона. Старик - "повелитель" рептилоидов.