Найти тему

Благая весть от Пилата. Осознанное Жертвоприношение. Оправдание Иуды.

«Он осознал глубину жертвы, которую я требовал от него. Он должен был продать меня. Я выдержал его взгляд, дав понять, что могу требовать только от него, от любимого ученика, чтобы он пожертвовал собой. Только так я мог спасти остальных…» Эрик-Эмманюэль Шмитт «Евангелие от Пилата».

Закончил перечитывать роман Эрика-Эмманюэля Шмитта «Евангелие от Пилата». Широкая публика знает этого писателя по спектаклю «Оскар и Розовая дама» с Алисой Фрейндлих. После «розовой дамы», которую я смотрел в Лианозовском детском театре лет шесть назад, и на которой залил слезами все пространство рядом с собой, не обращая внимание на молодых мамочек, пришедших на этот спектакль со своими детьми, я прочел еще несколько книг Шмитта, среди которых была и «Евангелие от Пилата».

Она состоит из довольно внушительного пролога и основной части. И это тот редкий и довольно странный в литературе случай, когда пролога было бы вполне достаточно, при этом основная часть имеет свою литературно-философскую ценность. Пролог назван «Исповедь приговоренного к смерти в вечер ареста». Не трудно догадаться, что повествование ведется в нем от лица самого Христа, ожидающего тех, кто придет его арестовывать в Гефсиманском саду.

Из него мы узнаем, что Христос и его любимый ученик Иуда приняли каждый свой путь задолго до событий с предательством и распятием. Для них было важно исполнить свое предназначение. Одному предать, другому взойти на крест. Делали они это со спокойной душой и чистым сердцем. Зная, что оба их пути, есть чистой воды ритуал жертвоприношения. Жертвоприношения самой высшей пробы, когда в жертву приносится самое ценное, что есть у человека, его жизнь. Но и получает каждый, кто прошел через это преодоление высшую награду. Воскресение и спасение всех.

В русском языке есть интересная фонетически-смысловая цепочка: страсти – страдания – страда (сбор урожая). Мне кажется в этом романе суть этой «цепочки» проиллюстрирован наилучшим образом. Осознание себя в Боге рождает стремление, страсть к страданию, к жертвенности, той которая принесет небывалый урожай новой жизни для всех. Тут конечно, стоит отметить, что в данном контексте жертва Иуды выглядит значительнее (ну или весомее) жертвы Христа. Он осознанно отдал на заклание не только собственную жизнь, но и жизнь своего любимого учителя. И как теперь относиться к сюжету, который пронизывает всю христианскую культуру «Поцелуй Иуды»?

В общем всем, кто хочет глубоко изучать сторителлинг, как фундаментальную науку, очень советую «Евангелие от Пилата» к прочтению, чтобы примерно понять суть одной из важных сфер «красивой и правильной Истории», Жертвоприношения…