О том, как представляли и объясняли радугу народы России в прошлые века, рассказал астроном и метеоролог Даниил Святский в 1913 году. Его книга «Под хрустальным небом» оцифрована и выложена в открытый доступ в электронной библиотеке Ленинки.
Гонения за радугу
Хорватский учёный и архиепископ Марк Антоний де Доминис в начале 17 века опубликовал работу «О радуге зрения и света», где попытался объяснить механизм появления радуги. Инквизиция преследовала его, бросила в тюрьму, где он умер. После погребения труп еретика сожгли вместе с его книгами, «но мысль, выраженную в них, не смогли уничтожить огнём», — пишет Святский.
Святский продолжает: несмотря на то, что правда (ценой жизни несчастного учёного) всё-таки донесена до людей, малокультурные народы России продолжают верить в фантастические теории о происхождении и предназначении радуги.
Радуга качает воду
Мы уже читали в книге Алексея Кулаковского о том, что в представлении древних якутов радуга была трубой, которая забирала воду из моря и возвращала её в виде дождя. Похожим образом радугу видели и другие народы России: она «воду пьёт из колодцев, из моря, из рек для дождя». Следствием этого поверья было то, что в Сибири, например, люди боялись плавать в реке, если на небе была радуга: они опасались того, что радуга утянет человека вместе с водой. Поморы считали, что радуга является своеобразным водопроводом для людей, живущих на небе.
Святский пишет, что на представление о радуге как о насосе повлияли строки из Библии (Бытие, 9 глава), где сказано, что радуга возникла на небе только после потопа и каждое её новое появление говорит о том, что потопа больше не будет: «Отсюда и верование великороссов, что радуга пьёт воду, чтобы избавить Землю от потопа».
Система радуг
В Малороссии различали много видов радуги. Одна — «цмок» — качала воду на небо, другая, «градовица», предвещала град. «Богатка» предсказывала плодородие, а «веселка» — которую можно было отличить по преобладанию красных цветов — несла исключительно декоративную функцию.
Имена радуги
Кроме поэтичных имён, которые давали радуге в Малороссии, были другие, известные народам Новороссии: «коромысло», «росалка», «пояс Богородицы».
Радуга как лестница в небо
В Люблинской губернии радугу называли дорогой для ангелов, которые сходят по ней на землю, чтобы набрать воды. Крестьяне Тульской губернии считали, что радуга — это мост, по которому ангелы восходят от земли на небо с душами праведников и нисходят на землю для возвещения праведным людям воли Божьей.
«Под хрустальным небом» Даниила Святского в электронной библиотеке Ленинки.