Найти в Дзене
Детство на двоих

В поисках альтернатив в воспитании: чем заменить запреты?

Оглавление

Встречая в поведении ребенка негативные, а, порою, и опасные проявления, родителю сложно бывает первое время совладать со своими эмоциями. При этом так и хочется произнести: "Прекрати!", "Перестань!", "Опять он начал!". Однако эти фразы малоэффективны, бывают сказаны сгоряча. Как же тогда прекратить одни действия ребенка и заменить их другими?

Отвлечение: правила успеха

Безусловно, успех переключения ребенка с одного действия на другое зависит от вашей с ним связи, от того, насколько хорошо вы знаете своего малыша. Кому-то удается отвлечь ребенка с помощью любимой игрушки, а кому-то из детей ценнее услышать предложение о будущем общении со взрослым, например: "Пойдем, поможешь мне с чем-то". Иногда отвлечь от детского конфликта помогает просьба взрослого рассказать о случившемся.

Выбор из двух альтернатив

Отличный вариант отвлечь детей от каких-либо действия - предложить им выбор из двух других альтернатив. Этот вариант будет эффективен в тех случаях, когда у ребенка есть отчетливое желание что-либо получить.

Например, ваш малыш требует сладости, на что вы говорите ему: "Никаких конфет. Можешь скушать орешки или яблоко".

В момент предложения выбора происходит нечто поразительное - ребенок будто может забыть о своей просьбе или капризе, ведь теперь перед ним важный выбор, выбор, который ему доверил взрослый. С предложением альтернатив взрослому нужно быть осторожным. Прежде всего, альтернативы должны нести в себе положительный настрой, а не быть актом безысходности. Также важным в этом отношении является постоянное поддержание новизны выбора.

Взаимоисключающее поведение

Этот прием концентрирует внимание на том что каждому типу поведения существует противоположный. И если один вызывает у вас, как у родителя, беспокойство, то именно его противоположный вариант вам бы хотелось видеть на его месте.

Например, если малыш часто бросает игрушки вместо того, чтобы поделиться ими. Необходимо выработать у ребенка привычку не бросать, а давать, делиться.

Вы, как взрослый, можете поступить следующим образом: каждый раз, когда ваш малыш будет бросать игрушку, попробуйте уловить этот момент и поймайте его руку. За этим действием поблагодарите ребенка, пусть и делиться игрушкой он не собирался. Через некоторое время повторения этого действия, попробуйте в этот момент, взяв руку ребенка, осторожно положить игрушку на стол. Повторяйте это действие, пока оно не укрепится. В благодарности, а не в упреке, заложен невероятный потенциал вашего взаимодействия.

-2

Обучение детей иным способам привлечения внимания и выражения чувств

Детские способы привлечения внимания иногда носят разрушительное действие. Поиск внимания, как факт поведения ребенка, не предосудителен сам по себе, ведь ребенку важно ощущать себя нужным, любимым, реализовывать потребности в уважении и признании. Однако бывает, что у ребенка закрепляются негативные способы осуществления этого действия.

При этом необходимо не только объяснить ребенку, что такой способ выражения чувств не приносит необходимого внимания, но и научить его альтернативному.

Например, вместо того, чтобы пинать кого-то, можно топнуть ножкой, или сказать: "Я рассердился на тебя!". Если это действие используется как способ привлечения внимания сверстника, можно познакомить ребенка со способами знакомства и приглашения в совместную игру.

Важно не только знакомить ребенка с альтернативами поведения, но и объяснять их важность, помогать малышу разбираться в своих чувствах.

Введение запретов

Часто, когда родитель становится непосредственным свидетелем зарождения и реализации негативного поведения, с его уст мгновенно сходит запрет. При этом он произносит: "Нет!", "Нельзя!". Что делать, если ребенок не откликается на это и продолжает действовать?

Попробуйте, вводя запрет, не преграждать поведение ребенка, а заключать его в предложенной альтернативе. Пусть ваши слова содержат в себе положительную установку. Помните, если малыш решил действовать, ему важно завершить запланированное действие.

Например, вашему ребенку очень хочется нарисовать на обоях. Вы застаете его с фломастером прямо у обоев и при этом произносите: "Малыш, я понимаю, тебе очень хочется это сделать, но у нас никто так не делает. Если тебе хочется рисовать, давай сделаем это вместе на листочках, у меня как раз есть такой же большой".

В этом утверждении заключено то необходимое, что поможет вам обратить запрет в интересную игру.

___________________________

Желаем гармонии в отношении с вашими детьми, чтобы не только ребенок, но и вы, родитель, могли на себе ощутить счастье детства.

Благодарим за прочтение!