Найти тему

Как я учу дочь, младшую школьницу, пересказывать /Упражнение "Пять чувств" на развитие образности мышления и речи

Доброго дня, уважаемые гости канала "Семейная книжная полка"! Сегодня мы поговорим о проблеме, с которой, пожалуй, сталкиваются практически все родители.

Некоторые опосредованно - только слышат об этом, другая часть пытается всеми силами ее решить. А что же еще делать, если вдруг узнаешь, что у ребенка никак не получается качественно пересказать текст?

О том, что у сына или дочки пересказ получается не так, как бы хотелось, мы можем определить по двум признакам:

  • невысокая оценка за письменное изложение,
  • неумение ребенка устно пересказать то, что он прочел или увидел буквально только что.

Что же с этим делать? Можно ли как-то повлиять на способность ребенка в этой области?

Методов работы в этом направлении существует очень много. Встатье расскажу об упражнении, которое считаю очень эффективным и уже проверенном на своей дочке, младшей школьнице.

Упражнение "Пять чувств" на развитие образности мышления и речи

Почему я выбрала для дочки именно этот метод обучения пересказу?

Это связано с особенностями текстов, которые предлагаются младшим школьникам для разбора. Они все построены на образах, часть из которых и вовсе может быть незнакома ребенку.

Что я имею в виду? Попробую объяснить на примере текста из рабочей тетрадки дочки для 4 класса:

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Когда дочь прочла этот стихотворный текст, спросила меня - что это вообще за абракадабра!? Слова знакомые, а что за словами, понятно с натяжкой. Тут-то как раз и помогает упражнение, о котором я хочу рассказать.

В чем суть упражнения?

Работа с образом строится на нашей с Вами способности задействовать органы чувств. Всего их пять - зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Между собой это упражнение мы условно называем "Пять чувств". Итак, в чем же его суть.

Для примера возьмем слово из стихотворного текста, который я показывала Вам чуть выше, - лексему "можжевельник".
Фото из личного архива
Фото из личного архива

Ответить на вопросы (5) я обычно предлагаю самой Кате, она любит искать информацию в сети сама и уже отлично умеет это делать. В самом начале можно выполнить задание вместе с ребенком.

1. Отвечаем на вопрос - "как выглядит можжевельник".

Это просто сделать, глядя на фото этого вечнозеленого хвойного растения. Что видим, то и перечисляем. Если возникли сложности, в сети есть текстовое описание дерева.

2. Отвечаем на вопрос - "чем пахнет растение".

Конечно, проще всего ответить на этот вопрос, понюхав реальное растение. Это сложно, поэтому объясняем через похожие запахи из нашего "окружения". Еще можно приобрести эфирное масло, мы делали именно так.

3. Ищем ответ на вопрос - "какие звуки издает можжевельник?"

Этот вопрос более креативный, на него ответить сложнее, чем, например, про страуса или бегемота. Я предлагала дочке пофантазировать и представить, как ветви можжевельника реагируют на ветер или как "звучат" его ягоды, когда на них надавливаешь.

4. Узнаем, "каков можжевельник на ощупь" и 5. "на вкус".

Развернутые ответы на последние два вопроса есть в сети, информацию очень легко найти, потому не буду перегружать текст своей статьи.

Упражнение, на мой взгляд, является очень полезным. Пункты можно смело менять местами. Но на каждый вопрос нужно стараться найти ответ.

Не всегда ответ будет содержательным. К примеру, каков на вкус космос, песок, дружба и т.д. мы не определим. Но тут и будет ответом, что люди не все могут исследовать всеми органами чувств.

Когда ждать первых результатов и еще пара слов

Мы с Катей впервые увлеклись этим упражнением три года назад. Первые результаты увидели примерно через месяц. Дочка работала по этой схеме через день, брала одно слово и сначала разбирала его устно сама.

Первый раз на выполнение упражнения ушло больше часа. Потом мы с ней вместе на листе формата А4 нарисовали краткую схему, где ответили на вопросы еще и письменно.

Схема отлично "улеглась в голове" Катерины. Теперь это упражнение занимает у нее не более 15-30 минут в день (зависит от сложности лексемы).

Слова выбираем наугад из орфографического словаря, бывает, и из учебника, если они непонятны дочке при выполнении домашнего задания. Чаще это имена существительные, реже прилагательные.

Выводы

Упражнение "Пять чувств" нельзя назвать прямой работой с пересказываемым текстом. Это, скорее, комплексная работа с мышлением вообще, его способностью "видеть" за словами образы, объединять их между собой.

Это упражнение закладывает своего рода фундамент, позволяющий не зацикливаться на механическом воспроизведении, которое часто лишено осмысленности.