В годы Перестройки шли разговоры, что мумию Ленина перенесут в семейное захоронение Ульяновых на Волковском кладбище Петербурга. Слухи погуляли и развеялись. Тем не менее, в одной ограде с матерью и сёстрами вождя появилась имитация надгробия. Скажете, кощунство? А может политический демарш? Не зря ведь на заре своего существования этот петербургский некрополь был очень популярен у публики с протестными настроениями.
Можно сказать, что традицию заложила смерть Александра Николаевича Радищева, автора книги "Путешествие из Петербурга в Москву". Императрица Екатерина 2 считала его "бунтовщиком, хуже Пугачева". Видимо, из-за этого и возникла версия, что место захоронения на кладбище для малоимущих указала она лично. Вот только одно не сходится.
Умер Радищев в 1802 году, когда на троне был Александр 1 и царская опала сменилась милостью - писатель был возвращен из ссылки и даже получил место в комиссии по составлению законов. Но сам факт, что похоронили вдали от престижных пантеонов, всё равно вызывает вопросы.
Тогда эта часть кладбища называлась Надтрубными мостками - заболоченная почва вынуждала стелить между могилами что-то вроде деревянных мостовых, а трубы использовались для дренажа.
Литераторскими мостками кладбище стало значительно позже, когда вокруг могилы первого революционера образовалась целая колония захоронений известных авторов и литераторов леволиберального толка. Сначала Белинский, вслед за ним Добролюбов и Писарев.
Прощание с ними сопровождалось, как правило, пламенными речами и чем-то наподобие митингов, на которые собирались люди соответствующих взглядов. В результате к кладбищу всерьёз решила присмотреться полиция.
На самых грандиозных в истории Волковского кладбища похоронах Ивана Сергеевича Тургенева в 1883 году все подходы к месту погребения уже были под охраной вооруженных казаков. Говорят, сексотов в толпе провожающих тоже хватало.
Писательское сообщество год от года только расширялась. Здесь были похоронены Всеволод Михайлович Гаршин, Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, Николай Сергеевич Лесков, Глеб Иванович Успенский... Чтобы ориентироваться в огромном массиве Волковского некрополя, администрации поневоле пришлось придумывать характерное название. Правда, чем дальше, тем больше стали появляться и могилы известных ученых - Дмитрия Менделеева, Ивана Павлова, Владимира Бехтерева.
Идея сделать Мостки мемориальным кладбищем петербургских знаменитостей возникла уже в советское время. В 1935 году оно перешло в ведение Городского музея скульптуры. С кладбищ, которые подлежали сносу, сюда стали свозить останки других известных литераторов. Так появились могилы Александра Блока и Ивана Гончарова.
Прогуливаясь сегодня между покрытых мхом памятников некоторые посетители Мостков любят тешить себя мыслями о том, что именно здесь было предано земле тело той или иной исторической личности. Но старайтесь быть более сдержаны и менее сентиментальны - это не всегда так. Часть могил уже давно и безвозвратно утрачена.
Так называемый кенотаф является лишь фактом увековечивания памяти, но не присутствия останков под могильной плитой. С захоронением Радищева тоже случилась такая беда. Сегодня напоминанием о нём служит лишь доска на Воскресенском храме, где-то поблизости и находилась его могила.
В позднее советское время на кладбище всё чаще стали появляться захоронения известных петербургских актеров, композиторов: Исаак Шварц, Бруно Фрейндлих... Единственное чего здесь всегда не хватало это достойного оформления.
В сырую погоду, как и сто лет назад, по аллеям кладбища было трудно пройти из-за луж.
Последняя реконструкция некрополя производилась в 70-е годы. Городские власти расстарались только к 100-летнему юбилею Ленина и только из-за присутствия здесь могил его близких.
В начале 2000-х, по словам директора Санкт-Петербургского музея городской скульптуры Владимира Тимофеева, был разработан комплекс очередных ремонтно-восстановительных работ. Были даже выделены средства. Но из-за кризиса удалось сделать не многое - отреставрировать Воскресенскую церковь и спилить 245 аварийных тополей. Теперь, правда, администрация жалеет. Денег на нужды Литераторских мостков по-прежнему не предвидится, а для укрепления местной почвы лучше наличие хоть каких-то деревьев, чем их отсутствие. В общем вода под ногами по-прежнему никуда не денется, а название сохранит свою актуальность, правда, теперь без деревянных мостков.
ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ, НЕ СТЕСНЯЙТЕСЬ ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ АРХИСТОРИЯ СВОИМИ ЛАЙКАМИ И ПЕРЕПОСТАМИ!
Читайте лучшие материалы Архистории:
- Русская Мата Хари оставила след в тихом украинском селе, а Тарас Шевченко у местного помещика чуть не отбил жену
- Головоломка для главного архитектурного шедевра Лондона или как Кристофер Рен умудрился пережить своё детище
- Необычное хобби кировского пенсионера: на улицы он выходит не удивлять, а создавать настроение