Найти в Дзене

Почему писсуар Дюшана — это искусство и стоит $2 млн

В 2004 году журналисты газеты Daily Telegraph провели исследование среди инсайдеров арт-бизнеса, чтобы составить топ-5 самых значимых произведений 20 века. И так вышло, что первое место заняли не картины Пабло Пикассо и Анри Матисса, а писсуар Марселя Дюшана — почти такой же, что стоит в мужских уборных. Конечно, до того как попасть на выставку писсуар не использовался. Он появился в нью-йоркской галерее чистеньким и новеньким, только что из отдела с сантехникой. Марсель Дюшан даже не предпринял попытки доработать свое произведение: он лишь перевернул его, подписал одним из своих псевдонимов — «Дурак», а писсуар переименовал в «Фонтан». Почему же его хулиганской выходке придают такое огромное значение До 19 века изобразительное искусство старалось подражать реальности. Чем натуралистичней художнику удавалось передать образ — тем гениальней он считался. Однако с появлением фотографии такой подход утратил всякий смысл. Дагеротип запечатлевал мир достоверней любого полотна. Начиная с им
Оглавление

В 2004 году журналисты газеты Daily Telegraph провели исследование среди инсайдеров арт-бизнеса, чтобы составить топ-5 самых значимых произведений 20 века. И так вышло, что первое место заняли не картины Пабло Пикассо и Анри Матисса, а писсуар Марселя Дюшана — почти такой же, что стоит в мужских уборных.

Конечно, до того как попасть на выставку писсуар не использовался. Он появился в нью-йоркской галерее чистеньким и новеньким, только что из отдела с сантехникой. Марсель Дюшан даже не предпринял попытки доработать свое произведение: он лишь перевернул его, подписал одним из своих псевдонимов — «Дурак», а писсуар переименовал в «Фонтан».

Почему же его хулиганской выходке придают такое огромное значение

До 19 века изобразительное искусство старалось подражать реальности. Чем натуралистичней художнику удавалось передать образ — тем гениальней он считался. Однако с появлением фотографии такой подход утратил всякий смысл. Дагеротип запечатлевал мир достоверней любого полотна.

Начиная с импрессионизма, художники перестали изображать реальность такой, какая она есть в действительности, а описывали свое впечатление от того, что видят и чувствуют. Разместив на выставке типовой продукт массового производства, Дюшан заявил: произведение современного искусства — это не картина маслом и не скульптура в мраморе, а художественный поиск, который этому предшествует.

Откуда такой спрос на писсуары

Честно говоря, писсуару Дюшана не удалось надолго задержаться на нью-йоркской выставке. Организаторы прознали о провокации, и этот ready-made с легкой руки автора отправился на помойку еще в начале 20 века. Все, что сейчас продается на аукционах — лишь копии, изготовленные Дюшаном повторно.

Марсель Дюшан, дадаист и хулиган
Марсель Дюшан, дадаист и хулиган

Ценность любого из этих писсуаров — три копейки, но уже в 1997 на частных торгах его отдавали за 2 млн. долларов. На случай, если бы «Фонтан» разбился, сам Дюшан оставил инструкцию купить обычную новую модель — во избежание превращения «Фонтана» в ностальгический антиквариат.

Идея всегда стоит дороже самого продукта. Один писсуар будет стоять в общественном туалете, а другой — в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Дюшан доказал, что контекст определяет наше восприятие и рыночную стоимость искусства.