Российский инвестфорум в Сочи проводится с 2002 года. И первоначально носил название "региональный экономический форум "Кубань". В 2004 году получил статус международного экономического форума, в 2007 году - инвестиционного. С 2007 года носит название "Сочи". С 2017 года - "Российский инвестиционный форум".
До 2015 года проводился в Ледовом дворце "Большой", Зимнем театре и др.
Является площадкой для презентации инвестиционного и экономического потенциала России. Собирает порядка 8-9 тыс. специалистов более чем из 40 стран мира. На форуме ежегодно заключаются несколько сотен контрактов и соглашений на общую сумму в 5-10 млрд. долларов США. Помимо деловых встреч, так же проходит и выставка инвестиционных проектов (площадь экспозиции - 10 тыс. кв. м.).
Оператор форума - "Росконгресс". Оргкомитет возглавляет вице-премьер Дмитрий Козак.
Именно с этим форумом связана большая доля инвестиционных проектов (бизнес-планов) сформированных при моем участии в 2012-2016 гг.
Так приходилось готовить бизнес-план и для цементного завода, а именно бизнес-план для презентации потенциальным инвесторам на инвестиционном форуме.
Ввиду того, что проект не реализован (к сожалению заморожен), и был представлен на форму в Сочи в свободном доступе, я считаю можно немного подробнее освятить его сущность и проблематику бизнеса.
В рамках настоящего проекта предполагалась организация строительства в районе станицы Баракаевской МО Мостовский район Краснодарского края завода по производству высококачественного вяжущего цемента нового поколения с применением армирующих нанодобавок на основе имеющейся минерально-сырьевой базы.
Баракаевское месторождение гипсов расположено в 2 500 м западнее потенциальной промплощадки строительства цементного завода, в районе ст. Баракаевской, по правому берегу р. Губс имеются выходы гипсов, пригодных в качестве добавки в шихту для производства цемента. Месторождение известно по работе И.И. Никшича с 1917г.
Гипс приурочен к галогенной толще титонского яруса. Залегание его пластовое. Общая мощность гипсовой толщи 107- 150 м. Гипс белый, плотный.
Объемный вес гипса 2,20-2,50 т/м3 (в среднем 2,30), ангидрида 2,55-2,94 т/м3 (в среднем 2,84). Гипс соответствует ГОСТ 125-70 .
Химический состав гипса (в вес.%) : H2O 20,5; CaO 33,0; SO3 45,6.
Месторождение является резервной базой для цементной промышленности, прогнозные запасы полезного ископаемого не подсчитывались, но они значительны.
Требовалась постановка детальных геологоразведочных работ.
Источниками минерала серпентинита для производства нанодобавок в цемент являются:
- Беденовский серпентинитовый массив в верховьях р.Большая Лаба в Урупском районе КЧР;
- Маркопиджское месторождение в районе п.Кировского Мостовского района Краснодарского края;
- Тхачское месторождение в районе п.Бугунжа Мостовского района Краснодарского края.
Реализация проекта была запланирована в три этапа. Соответственно мощности завода росли пропорционально вводимым в эксплуатацию производственным комплексам. Проектная мощность цементного завода составляла 1 000 тыс. тонн цемента в год.
Первая очередь завода:
В ценах 2013 г. объем кап. вложений оценивался в районе 2 млрд. руб. Планировалась организация более 70 новых рабочих мест, и достигнуть окупаемости инвестиций (простой срок окупаемости) в пределах 5 лет.
В общем довольно масштабный амбициозный проект, особенно для станицы.
Проект был просчитан, подобрано оборудование, сформирована концепция с пусковыми комплексами, инициатор проекта вложил собственные средства на формирование инвест. площадки, организацию юр. лица (оператор проекта), велся поиск соинвестора. Перед консультантами поставлена задача о формировании бизнес-плана по четкой концепции Заказчика.
Но случается, что жизнь вносит свои коррективы.
Как зачастую бывает, ввиду потока клиентов и сменяемости проекта проектом, постепенно сформированный бизнес-план выпадает из поля зрения, однако, всегда было интересно как прошел форум, и какой статус проекта сейчас ? Ведь приятно если сформированный бизнес-план был воплощен в жизнь, чувствуется соучастие в реализации нового завода, цеха, производства и т.п.
В 2015 г. удалось наткнуться на статью газеты "Предгорье" расставившей все точки на "i".
Как показала история Заказчик не учел один очень важный этап планирования инвестиций: анализ рисков проекта.
При наличии месторождений сырья для производства цемента не были учтены целый ряд факторов: слабая инфраструктура отсутствие железнодорожных путей, дефицит энергомощностей. Были и другие, более веские причины. Так еще в 2015 г. цементные заводы Краснодарского края работали лишь на 70% от проектной мощности.
Это подтверждается статистикой которую мы обсуждали в статье "Цементный союз". Если взглянуть в ретроспективу то действительно рост рынка (скорее даже восстановление) в 2014 г. (инвестиции на проект искали в 2013 г.) сменилось спадом который не отыгран и по сей день.
Кто знает, понимал ли всю подоплеку проекта на тот момент инициатор и Заказчик бизнес-плана для поиска соинвестора, но при формировании рискологии инвест. проекта все эти вопросы были бы решены, и проект должен был так и остаться на уровне оценки замысла, без потери собственных инвестиций в заведомо обреченный бизнес.
Основные типы рисков которые необходимо рассматривать при реализации инвестиционных проектов:
- Технологический риск — готовность технологии к использованию, исправность и ремонтопригодность оборудования, наличие запасных частей, дополнительной оснастки и приспособлений, оснащенность инструментом, подготовка обслуживающего персонала, наличие квалифицированных кадров (если это предусмотрено проектом), участие в монтаже и обучении зарубежных специалистов.
- Организационный и управленческий риск — наличие и гарантия выполнения плана-графика проекта, ответственность участников за невыполнение плана-графика, наличие квалифицированного управленческого персонала (сертификация менеджеров) и другое.
- Риск материально-технического обеспечения — оценка возможности перехода на альтернативное сырье, уровень организации входного контроля качества сырья.
- Финансовый риск - оценка существующего финансового положения, вероятность неплатежей со стороны участников проекта, кредитный и процентный риски.
- Экономические риски – устойчивость экономического положения претендента к изменениям макроэкономического положения в стране, оценка последствий повышения тарифов и цен на стратегические ресурсы, возможность снижения платежеспособного спроса на строительные материалы в Краснодарском крае и в целом по стране, наличие альтернативных возможностей использования, последствия ухудшения налогового климата.
- Экологические риски — возможные штрафные санкции и их влияние на экономическое положение претендента.
Наличие рисков, как например в виде транспортной неразвитости, не обязательно ставит крест на проекте. Понимание рисков на раннем этапе влечет за собой формирование стратегии по их исключению, сглаживание, принятию. Так отсутствие ж/д сети возможно было бы нивелировать получением технических условий РЖД на данную инфраструктуру и включения в кап. вложения либо развитием дорожной сети.
Подписывайтесь на канал "Капитальные вложения".
Далее продолжим знакомится с отраслью строительных материалов.