В становлении России, как суверенного государства, важное место занимала военная составляющая: защита национальных территорий и отражение агрессий соседних стран, стремящихся к их захвату; присоединение не обжитых и малонаселённых территорий, обеспечивающих безопасность и укрепляющих могущество страны. Хорошо известны войны, которые вела Россия в XVI - XIX веках. Благодаря им она не только отстояла национальные интересы, но и стала великой державой, а также ослабила потенциал своих противников, отбив у них охоту поживиться за счёт её земель.
Наряду с этими масштабными войнами, не мало было более мелких локальных воин и вооружённых конфликтов, которые по значимости результатов приближались к названным, а может даже равнялись с ними. К числу таких воин можно отнести присоединение Казанского и Астраханского ханств к Московскому княжеству, почти двухвековую войну по завоеванию Сибири, многолетнюю войну на Кавказе в середине XIX века.
Во всех из них были бои и сражения, оказавшими своё влияние не только на ход, но и на исход войны. Их знают и они правомерно заняли своё место в истории нашего государства. Но были также многочисленные бои и сражения, которые, несмотря на свою малую известность, вписали героические страницы в историю нашей Родины, внеся существенный вклад в укреплении её силы и могущества, однако по своему масштабу и локальности остались вне внимания широкой общественности и даже любителей истории.
В данном эссе речь пойдёт об одном из военных эпизодов, который не вписывается в рамки масштабного сражения, но по своей значимости является эпохальным событием, так как его результат завершил эпоху присоединения к России всей Сибири.
Не многие знают с какими трудностями и жертвами присоединялась и осваивалась Сибирь, особенно её южные территории. При этом русские люди гибли не только в ходе боевых действий, но и от тяжелейших условий жизни, голода, холода и физических нагрузок, связанных с военной и трудовой деятельностью.
Как известно, присоединение Сибири шло по северной, менее заселённой её части с суровым климатом и труднопроходимой местностью, но тем не менее уже к середине XVІІ века русские первопроходцы подошли к Охотскому морю. А если соблюдать более точно хронологию, то к 1630 году казаки и русские промысловики дошли до Якутии, в 1639 г. - вышли на побережье Охотского моря, а в 1648 г. С.И. Дежнёв и Ф.А. Поярков, обогнув на судах Чукотку, вышли в Тихий океан. Однако более благоприятные территории юга Сибири, в том числе и в Минусинской котловине, продолжали оставаться как бы в стороне от интересов России, и острог – Абаканский, закрепивший завоевание Сибири, был построен только в начале следующего века (1707 г). Таким образом, несмотря на благоприятные географические и климатические условия юга Средней Сибири, этот регион стал осваиваться русскими позже других, можно сказать, в последнюю очередь.
Причиной столь необычного трудного и сурового пути продвижения русских на Восток по северной части Сибири многие историки объясняют стремлением добычи драгоценной пушнины – ценного средства международной торговли, приносящей государству весомую часть доходов. Полностью исключать такую версию нельзя. Но всё же следует иметь ввиду, что южные районы обладали не меньшими запасами пушнины, были более обитаемы и благоприятны для продвижения с намного меньшими усилиями.
Поэтому главной причиной позднего освоении юга Сибири следует считать непокорность и агрессивность местных этнических племён, находившихся в вассальной зависимости от Монгольских и Джунгарских ханств, которые также претендовали на эти земли. Осуществляя систематические набеги, они собирали с них ясак и требовали от местных князцов не только безусловного подчинения, но и активного противодействия русскому продвижению и влиянию. Свой интерес к южным территориям Сибири имел и Китай.
Сами по себе автономные вооружённые формирования местных кочевых племён не представляли большого препятствия для продвижения на Восток. Однако их объединённые силы, особенно при поддержке соседних государств (монгольских Алтын-ханов и Джунгарии) и при прямом участии их орл, являлись сильным противником. Борьба с такими объединениями требовала тщательной подготовки и наличия больших сил и средств. Не меньшую опасность представляли частые разбойничьи набеги кочевников, которые осуществлялись, как правило, внезапно, не только на верные России ясачные сеоки и на русские поселения, но и на остроги. Такие набеги поддерживались правителями Монгольских и Джунгарских ханств. Они проводились как с целью разгрома укреплений, грабежа, так и для устрашения и демонстрации непокорности.
Российское государство было не в состоянии содержать в таком удалённом регионе значительные воинские формирования и держать под постоянным контролем огромную территорию и, тем более, вести масштабные военные действия, так как в то время (XVll и в начале XXlll века) решались более актуальные и важные для государства задачи в европейской части России, определявшие её судьбу.
Поэтому в отношениях с этническими племенами, а также с монгольским и джунгарским ханствами и Китаем, Россия, несмотря на их агрессивность, стремилась решать свои задачи, прежде всего, мирными путями, дипломатией и различными способами сотрудничества. Вооружённые методы применялись как крайняя мера, и, прежде всего, против тех племенных образований, которые, нарушая заключенные договора, нападали на русские остроги и поселения, проявляя при этом, особую агрессивность и жестокость.
Освоение северных территорий также было не безопасным: построенные остроги и поселения вблизи них, также часто подвергались набегами южных кочевников, что требовало принятию мер по их обороне и предотвращению агрессии. О ситуации того времени можно судить по обращению к властям служивых людей и поселенцев из Сибири. Так, в сообщениях («допросах») служивых людей, прибывших в Москву из Сибири о набегах кыргызов (18 января 1700г) говорилось:
«…и к Томскому уезду под слободы и деревни приходят многолюдством, воровски человек тысячи по три и болше и менше с ружьём, с пищалми, с копьи и сайдаки, и с сабли, в пансырях и куяках и иных воинских доспехах и чинясь всякое разорение, деревни жгут и скот отгоняют и на пашнях людей побивают и ни на какие промыслы ходить не дают…А приходят они воровские люди изуча время, в сенокос и в страдную пору и в осень, когда бывает соболиный промысел…»[1]
Для защиты русских поселений от набегов с востока и юга, а также для закрепления достигнутых территорий, в 1619 году был построен Енисейский острог, ставший административным центром в Восточной Сибири, а в 1628 г – Красноярский острог – форпост на пути агрессивных устремлений кочевников и принимавший в то время на себя их основные удары. Последний сыграл исключительно важную роль в предотвращении нападения местных кочевников и объединённых их сил с монголами и джунгарами не только на поселения, но и на Енисейский и Томский остроги.
Появление острогов и поселений на путях кочевий и набегов отрицательно воспринималось местными князцами и правителями Монгольских и Джунгарских ханств. Для уничтожения этих крепостей и грабежа русских поселений совершались частые набеги. Больше всего набегам подвергался Красноярский острог и поселения вокруг него.
Чувствуя слабость русских, набеги, осуществлялись часто, а крупные, почти ежегодно. Наиболее многочисленные и сильные набеги кыргызских князцов с участием в них сил монгольских или джунгарских ханств отмечались в 1630, 1634 - 1636, 1640, 1665, 1667 и 1679 годах. Они сопровождались многодневной осадой Красноярского острога и разорением поселений, прилегающих к нему, угоном в плен коренного (ясачного) и русского населения, скота и уничтожением посевов.
Особо опустошительным был набег летом 1667 года, когда объединённые силы кыргызов и джунгарского ханства осадили Красноярскую крепость и пытались прорваться в неё со всех сторон. С огромным трудом и с большими потерями гарнизону острога удалось отразить многочисленные атаки. Погибла треть защитников (194 человека), были сожжены все окрестные поселения, а население угнано. Не менее разорительным был набег в сентябре 1679 года. С огромным трудом и в этот раз удалось отстоять крепость, но было уничтожено 16 деревень.
Со стороны русских применялись ответные меры, как оборонительные, так и наступательные объединёнными силами Томского, Енисейского, Красноярского и Кузнецкого острогов, или только силами одного острога.
С целью защиты Красноярского острога и поселений в его окрестностях были построены несколько крепостей-острогов, получивших название Красноярской засечной черты. Они представляли собой своеобразный барьер на пути набегов кочевников: с востока - Канский (1635г), с запада Ачинский (1641г), а с юга - Караульный (1675г)[2].
Построение этих опорных пунктов и другие ответные меры сыграли положительную роль в сдерживании агрессии, но исключить набеги не удалось. Они, хотя и реже, но продолжались. К тому же построенные остроги, сами часто подвергались ожесточённым атакам.
Карательные меры также успеха не приносили. С появлением русских отрядов, местные князцы присягали на верность русскому царю и обязывались отдавать установленный ясак. С уходом русских и, особенно с появлением в их кочевьях монголов или джунгар, вновь возрождалась их агрессивность и набеги продолжались.
В этих условиях такое поведение коренных племён можно и понять. Им приходилось платить тройную дань: монголам, джунгарам и русским. И всё же их симпатии были на стороне первых, как наиболее сильных, способных их защищать и поддерживать.
В свою очередь Монгольские Алтан-ханы и Джунгарское ханство вели между собой непримиримую борьбу за главенство в Центральной Азии, которая закончилась ожесточённым сражением в 1667 году. Монголы были разгромлены джунгарским правителм Сенге-тайджи. После этого поражения и под ударами набиравшим мощь Китаем, где к власти пришла цинская династия манжуров, монгольское ханство фактически перестало существовать. Таким образом, к концу XVII века джунгары стали единственными, кто ещё имел притязания на кыргызские земли. В связи с эти хотелось бы кратко напомнить читателям историю Джунгарского ханства.
Джунгарию, в описываемое время, можно считать оставшимся осколком Великой империи Чингиз-хана. После распада монгольской империи джунгарские племена (их также называли ойроты, а иногда и калмыки) активно принимали участие в войнах, которые вели чингизиды. В 1635 году союз кочевых племён, обитавших на территории между озером Балхаш, горами Тянь-Шань и верховьями Иртыша, образовали свое суверенное государство – Джунгарское ханство. По историческим меркам оно просуществовало (в XVII—XVIII веках) не долго – всего 122 года.
Во второй половине XVII века Джунгария превратилась в мощные военное государство, стремящееся расширить своё влияние на всю Центральную Азию и южные районы Сибири, поэтому вся её не долгая история связана с постоянными войнами за господство в этом регионе, где основными его противниками были вначале монгольские Алтын-ханы, а затем Россия и цинский Китай. Именно в борьбе с ними джунгарские правители стремились к воссозданию Великого Монгольского государства.
Известно, что население Джунгарии в этот период, составляло около одного миллиона человек. Но тем не менее, такая небольшая страна с кочевым населением держала в напряжении и страхе громадный регион – всю Центральную Азию.
Что касается южной Сибири, то правители Джунгарии считали ее своей подконтрольной территорией, а кочующие там племена (княжества) своими данниками. По принятым в то время понятиям, платящий ясак, является вассалом.
Ожесточенные войны Джунгарии с Китаем в конечном счете привели к тому, что победил более мощный и развитый Китай, который жестоко расправился с побежденными и в 1756 году Джунгарское ханство, прекратило свое существование. Но на рубеже XVll-XVlll веков оно представляло собой сильное и агрессивное государство, которое не шло ни на какие переговоры с Россией относительно мирного сотрудничества.
Значительную часть юга Средней Сибири занимает Минусинская котловина. Ко времени появления здесь русских на её обширных просторах обитали разноязычные и феодально раздробленные на отдельные аймаки (сеоки) племена кочевников под общим названием «кыргызы» В рассматриваемый период они территориально объединялись в четыре княжества: Тубинское, Езерское (Исарское), Алтырское и Алтысарское. Несмотря на автономию, они часто действовали в тесном союзе, особенно в периоды опасности или для решения своих агрессивных замыслов. Например, противодействию экспансии русских и грабежа их поселений и верных им кыштымов.
Особую агрессивность и жестокость во время нападения на русские поселения проявляли племена Тубинского княжества. Прикрываясь с севера и запада такой мощной водной преградой как Енисей, а с востока и юга - отрогами горных систем Саян и Алатау, они чувствовали себя в безопасности, поэтому не особенно считались с обещаниями верности русскому царю. Это княжество красноярские воеводы считали основным источником напряжённости, к тому же оно имело более тесные контакты как с монгольскими, так и джунгарскими правителями, а Красноярский острог непосредственно примыкал к их кочевьям. (О закате Тубинского княжества - в следующем очерке из книги В.А.Субботина об истории Абаканского острога).