Найти тему
IxD Capital

Мировая энергетика сегодня

Оглавление

COVID-19 может оказаться одним из самых разрушительных событий, которые многие из нас когда-либо переживут. Тысячи людей в мире уже погибли от инфекции, миллионы могли бы последовать их примеру, если бы не были приняты меры повсеместной блокировки экономики по всему миру, что, конечно, привело к масштабным социальным и экономическим последствиям. Подобный шок, как в сфере здоровья, так и в экономической сфере, неизбежно изменит глобальную экономическую, политическую и социальную среду, в которой мы все живем и работаем.

Несмотря на очевидные негативные стороны, у этой ситуации есть потенциал, чтобы ускорить внедрение новых тенденций и создать возможности, которые позволят вывести мир на путь устойчивости. К сожалению, в то же время эта ситуация рискует замедлить мировой прогресс, если краткосрочные внутренние проблемы, появившиеся в результате COVID-19, будут иметь приоритет над долгосрочными глобальными проблемами, такими как изменение климата.

Может создаться ощущение, что мир находится в переломном моменте: ему необходимо решить возникшие краткосрочные проблемы, а потом восстановиться в лучшем виде, чем был до пандемии.

В связи с этим, издание Статистического обзора мировой энергетики, разработанное компанией BP в этом году, является своевременным напоминанием о мировых энергетических тенденциях до кризиса. Особенный оптимизм внушают такие аспекты как сектор возобновляемой энергетики, где в последнее время наблюдается сильный и стабильный рост. Благодаря энергии ветра и солнца, сектор возобновляемой энергетики вырос на рекордную величину, составив более 40% первичной энергии в 2019 году. В то же время потребление угля сократилось в четыре раза за последние шесть лет, причем его доля в мировом энергетическом балансе упала до самого низкого уровня за 16 лет.

К сожалению, другие аспекты энергетической системы продолжают вызывать беспокойство. Несмотря на прошлогодний спад, уголь по-прежнему является крупнейшим источником выработки электроэнергии, на его долю приходится более 36% мировой мощности, в сравнении с 10%, обеспечиваемыми возобновляемой энергией. В ближайшие три десятилетия доля возобновляемых источников энергии должна будет расти еще сильнее, чтобы “обезуглеродить” энергетический сектор.

Большее беспокойство вызывают выбросы углерода. Замедление роста выбросов углерода в 2019 году может казаться оптимистичным выводом, но его стоит рассматривать только в совокупности с огромным увеличением выбросов на 2,1% в 2018 году. В прошлом году была надежда, что при устранении главных источников, увеличивающих выбросы углерода в 2018 году, выбросы значительно сократятся. Но этого падения не произошло. Среднегодовой рост выбросов за 2018 и 2019 годы превышает средние показатели за 10 лет.

В контексте выхода из COVID-19, миру необходимо предпринять решительные шаги, чтобы перейти на более устойчивый путь развития.

Изменения в нашей повседневной жизни, вызванные ограничительными режимами, показали людям более чистый мир с низким уровнем выбросов углерода: во многих городах улучшилось качество воздуха, небо стало яснее.

По оценкам МЭА (Международного энергетического агентства), глобальные выбросы CO2 могут сократиться в этом году на 2,6 гигатонны. Без сомнений, это сопряжено со значительными экономическими издержками, поэтому, когда экономика перезапустится и мы вернемся к нормальной жизни, существует риск того, что эти достижения будут нивелированы.

Чтобы достичь чистого нуля к 2050 году, требуется ежегодное, стабильное сокращение выбросов углерода на одинаковую величину на протяжении следующих 25 лет. Это может быть достигнуто только радикальной сменой вектора нашего поведения.

Использование ресурсов и энергии более эффективными способами, внедрение полного спектра технологий с нулевым или низким содержанием углерода — таких как ВИЭ, электрификация, водород, CCUS (carbon capture use and storage, улавливание углерода), биоэнергетика и многое другое.

Эти технологии уже существуют, задача человечества состоит в том, чтобы использовать их в большем масштабе, внедрять их повсеместно и в данный момент.

-2

Компания BP следует веяниям времени — в феврале была принята стратегия переосмысления концепции энергии как для людей, так и для планеты в целом. Также было объявлено о стремлении стать чистой компанией с нулевыми выбросами к 2050 году или раньше, а также помочь миру в достижении этого нуля.

Опыт COVID-19 только укрепил приверженность компании данной цели и амбициям, подчеркивая как хрупкость нашей планеты, так и возможности, которые она дает, чтобы действительно построить лучший мир.

Поскольку для грамотного энергетического перехода компании требуются своевременные, объективные и всеобъемлющие данные о глобальной энергетической системе, 69 лет назад был создан Статистический обзор мировой энергетики.

-3

Итоги 2019 года

Рост выбросов углерода в 2019 году замедлился по сравнению с резким ростом, наблюдавшимся в 2018 году, так как потребление первичной энергии снизилось, а ВИЭ и природный газ постепенно вытесняют уголь из мирового энергетического баланса.

Рост на рынках энергоносителей в 2019 году замедлился в связи с более слабым экономическим ростом и частичным воздействием на некоторые разовые факторы, которые увеличили спрос на энергоносители в 2018 году. Особенно это замедление заметно в США, России и Индии, которые продемонстрировали необычайно сильный рост в 2018 году.

Исключением стал Китай, в котором потребление энергии в 2019 году увеличилось. В результате, Китай стал лидером в расширении глобальных энергетических рынков, обеспечивая наибольший прирост спроса на каждый отдельный источник энергии, кроме природного газа, где его незначительно превзошли США.

Несмотря на рост за счет Китая, все виды топлива (кроме ядерного) росли более медленными темпами, чем их в среднем за последние 10 лет, при этом потребление угля снизилось в четыре раза за последние шесть лет. Тем не менее, возобновляемые источники энергии росли рекордными темпами и обеспечили наибольший вклад (41%) в рост первичной энергии, при этом уровень выработки возобновляемой энергии впервые превысил ядерную.

Замедление роста спроса на энергию в сочетании со смещением структуры топливного баланса от угля к природному газу и возобновляемым источникам энергии привело к значительному замедлению роста выбросов углерода, которое лишь частично компенсировало необычайно сильный рост 2018 года.

Цены на энергоносители в целом упали, особенно на уголь и газ, где рост производства опередил рост потребления, что привело к увеличению запасов. Цены на нефть были немного ниже.

-4

Энергетические тенденции

Потребление первичной энергии сократилось в Северной Америке, Европе и СНГ, и рост был ниже среднего в Южной и Центральной Америке. Рост спроса в Африке, на Ближнем Востоке и в Азии примерно соответствовал историческим средним показателям.

Что касается энергии за счет топлива, то рост в 2019 году был обусловлен возобновляемыми источниками энергии, за которыми следовал природный газ, вместе составившие более ¾ чистого прироста. Доля возобновляемых источников энергии и природного газа в первичной энергии увеличилась до рекордно высокого уровня.

  • В прошлом году рост потребления первичной энергии снизился на 1,3%, что составляет менее половины от темпа роста в 2018 году (2,8%).
  • Увеличение потребления энергии было обусловлено ВИЭ и природным газом, которые вместе составили ¾ расширения. Потребление всех видов топлива росло медленнее в сравнении со средними значениями 10-летнего периода — исключением является только ядерное.
  • В страновом контексте, лидером в контексте роста потребления энергии стал Китай — на его долю пришлось более ¾ чистого глобального роста. Индия и Индонезия были следующими в списке стран, увеличивших потребление энергии, в то время как в США и Германии потребление, наоборот, больше всего снизилось.
  • Рост мирового потребления первичной энергии составил 1,3% — менее половины роста сектора в 2018 году.

Выбросы углерода

Сочетание более медленного роста спроса на энергию и смещения топливного энергетического баланса от угля к природному газу и возобновляемым источникам энергии привело к значительному замедлению роста выбросов углерода.

  • Выбросы углерода в результате роста потребления энергии выросли на 0,5%, менее чем на половину среднего значения роста за 10-летний период, которое составило 1,1% в год. Данное обстоятельство частично сгладило стремительный рост выбросов углерода в 2018 году.
-5

Нефть

В контексте нефтепродуктов, в 2019 году рост потребления был обусловлен этаном и сжиженным нефтяным газом (380 000 баррелей в сутки), чему способствовало замещение нафты нефтехимическими продуктами, при этом спрос на нафту несколько снизился (-15 000 баррелей в сутки).

Дизельное топливо выросло чуть выше средних значений (360 000 баррелей в сутки), поскольку подготовка к изменению спецификации серы для бункерного топлива Международной морской организации в 2020 году привела к росту спроса на судовое дизельное топливо. С другой стороны, этот сдвиг снизил спрос на мазут с высоким содержанием серы, что привело к снижению потребления мазута на 320 000 баррелей в сутки.

Цены на нефть немного снизились в прошлом году, при этом Dated Brent в среднем составлял 64,21 долл. США за баррель по сравнению с 71,31 долл. США за баррель в 2018 году.

  • Потребление нефти выросло на 0,9 млн баррелей в сутки (0,9%), меньше, чем средний показатель роста потребления нефти за 10-летний период.
  • Спрос на все жидкие виды топлива (включая биотопливо) вырос на 1,1 млн барр./сут и впервые превысил значение в 100 млн барр./сут.
  • Наибольший рост потребления нефти наблюдался в Китае (680 000 барр./сут.) и других развивающихся странах, в то время как в странах ОЭСР потребление снизилось (-290 000 барр./сут.).
  • Мировая добыча нефти упала на 60 000 барр./сут., так как стремительный рост добычи в США (1,7 млн. барр./сут.) был компенсирован снижением объемов добычи ОПЕК ( -2 млн. барр./сут.), с резким снижением в Иране (-1,3 млн. барр./сут.), Венесуэле (-560 000 барр./сут.) и Саудовской Аравии (-430 000 барр./сут.). Несмотря на соглашение, увеличилась добыча некоторых членов ОПЕК, в частности Ирака и Нигерии, которые увеличили добычу на 150 000 и 100 000 барр. /сут. соответственно.
  • Загрузка НПЗ резко снизилась на 1,2%, так как мощность увеличилась на 1,5 млн. барр./сут., а производительность осталась неизменной.
-6

Природный газ

Рост потребления природного газа в Китае и США замедлился по сравнению с 2018 годом, так как исчезло усиленное влияние погодных условий и политическое стимулирование перехода с угля на газ в Китае.

Сокращение числа необычно жарких и холодных дней также способствовало снижению потребления газа в России (10 млрд. кубометров) — что составило самое большое снижение потребления газа в любой стране в прошлом году.

Значительное увеличение добычи газа в прошлом году было использовано для дополнительного экспорта сжиженного природного газа (СПГ). Что касается импорта СПГ, то почти все дополнительные поставки направлялись в Европу, в отличие от 2018 года, когда Азия стимулировала рост импорта.

Поскольку рост производства значительно опережает рост потребления, уровни запасов природного газа выросли в большинстве регионов и цены на газ резко упали. Американские цены на Henry Hub упали почти на 20%, составив в среднем 2,53 долл. США / млн. БТЕ, в то время как европейские и азиатские цены, измеренные по индексу NBP Великобритании и японскому маркеру Кореи, упали более чем на 40% (в среднем 4,47 долл. США / млн. БТЕ и 5,49 долл. США / млн. БТЕ соответственно). Цены в Европе, регионе, наиболее пострадавшем от избытка СПГ, упали до самого низкого уровня с 2004 года.

  • Потребление природного газа увеличилось на 78 млрд. кубометров, или на 2%, что, все равно, значительно ниже исключительного роста в 2018 году (5,3%). Тем не менее, доля газа в структуре первичной энергии выросла до рекордного уровня 24,2%.
  • Рост спроса на природный газ был спровоцирован США (27 млрд. кубометров) и Китаем (24 млрд. кубометров), в то время как в России и Японии наблюдалось наибольшее снижение ( 10 и 8 млрд. кубометров соответственно).
  • Добыча газа выросла на 132 млрд. кубометра (3,4%), причем на долю США пришлось почти ⅔ этого роста ( 85 млрд. кубометров). Кроме того, сильный рост наблюдался в Австралии (23 млрд. кубометров) и Китае (16 млрд. кубометров).
  • Межрегиональная торговля газом увеличилась на 4,9%, более чем вдвое превысив средний показатель за 10 лет, что обусловлено рекордным увеличением сжиженного природного газа (СПГ) на 54 млрд. кубометров (12,7%).
  • Рост поставок СПГ обусловлен США (19 млрд. кубометров) и Россией (14 млрд. кубометров), причем большинство дополнительных поставок идет в Европу: европейский импорт СПГ (+49 млрд. кубометров) вырос более чем на ⅔.
-7

Уголь

Цены на уголь упали в прошлом году, при этом цены на маркер в Северо-Западной Европе и Китае снизились на 34% и 14% соответственно (до 60,86 долл. США /т и 85,89 долл. США /т).

  • Потребление угля сократилось на 0,6%, а его доля в первичной энергии упала до самого низкого уровня за 16 лет (27%).
  • Рост потребления угля был обусловлен развивающимися странами, в частности, Китаем (1,8 эДж) и Индонезией (0,6 эДж). Однако наравне с ростом в данных странах, наблюдалось резкое падение спроса в ОЭСР до самого низкого уровня за наблюдаемый период (с 1965 года).
  • Мировая добыча угля выросла на 1,5%, причем Китай и Индонезия показали наибольший рост (3,2 эДж и 1,3 эДж соответственно). Наибольшее снижение добычи произошло в США (-1,1 эДж) и Германии (-0,3 эДж).
-8

ВИЭ, Гидро- и атомные источники энергии

Потребление энергии из возобновляемых источников энергии (которое включает в себя биотопливо и всю продаваемую возобновляемую электроэнергию, за исключением гидроэнергии) продолжало сильно расти, способствуя его наибольшему увеличению в энергетическом выражении (3,2 эДж) за всю историю наблюдений. Это составило более 40% мирового роста первичной энергии в прошлом году, что больше, чем у любого другого топлива.

  • ВИЭ (включая биотопливо) испытали рекордное увеличение в 2019 году (3,2 эДж) — их потребление выросло больше, чем какого-либо иного источника энергии.
  • Наибольшим ростом характеризовался сектор ветровой энергии — 1,4 эДж, также высокие темпы роста показывает солнечная энергетика — 1,2 эДж.
  • Китай стал лидером темпов роста ВИЭ — 0,8 эДж, за ним следуют США (0,3 эДж) и Япония (0,2 эДж)
  • Потребление гидроэлектроэнергии выросло на 0,8% — это ниже его среднего темпа роста. Лидерами в этой области стали Китай ( 0,6 эДж), Турция (0,3 эДж) и Индия (0,2 эДж).
  • Потребление атомной энергии выросло на 3,2% (0,8 эДж) — это самый быстрый показатель роста с 2004 года. Китай (0,5 эДж) и Япония (0,1 эДж) обеспечили наибольший прирост.
-9

Электричество

Несмотря на значительный рост доли ВИЭ и природного газа в энергетическом баласе, уголь оставался единственным крупнейшим источником выработки электроэнергии в 2019 году. Между тем, доля возобновляемых источников энергии в выработке увеличилась с 9,3% до 10,4%, впервые превысив производство ядерной энергии.

  • Производство электроэнергии выросло только на 1,3% — примерно вдвое ниже среднего показателя за 10 лет. На Китай приходится более 90% чистого мирового роста.
  • Возобновляемые источники энергии обеспечили наибольший прирост выработки электроэнергии, за ними следует природный газ, в то время как выработка угля сократилась.
  • Доля возобновляемых источников энергии в производстве электроэнергии увеличилась с 9,3% до 10,4%, впервые превзойдя атомную энергетику. Доля угля в выработке упала на 1,5 процентных пункта до 36,4% — самое низкое значение за период наблюдений (с 1985 года).
-10

Ключевые минералы

После резкого роста цен на кобальт и литий в 2017 и 2018 годах цены резко упали в прошлом году. Цены на кобальт снизились более чем на 50%, а цены на карбонат лития упали на 31%. Производство быстро отреагировало на падение в ценах, при этом производство кобальта сократилось на 21,2%, в основном из-за спада в Демократической Республике Конго. Производство лития упало на 19,2%, в основном из-за снижения производства в Австралии.

Производство графита и редкоземельных металлов продолжало расти, увеличившись примерно на 12%. Рост графита был обусловлен главным образом Китаем и Мозамбиком, в то время как добыча редкоземельных металлов была увеличена Китаем и США, причем США увеличили производство на 44% и обошли Австралию, став вторым производителем в мире после Китая.

  • Цены на кобальт и карбонат лития резко упали, на 54% и 31% соответственно.
  • Производство кобальта сократилось на 21,2%, в основном из-за спада в Демократической Республике Конго. Производство лития упало на 19,2%, в основном из-за снижения производства в Австралии.

Автор: Бестужева Ника, IxD Capital

Подробнее с отчетом вы можете ознакомиться на сайте BP: https://www.bp.com/en/global/corporate/energy-economics/statistical-review-of-world-energy.html?utm_source=BP_Global_GroupCommunications_UK_external&utm_medium=email&utm_campaign=11599394_Statistical%20Review%202020%20-%20on%20the%20day%20reminder&dm_i=1PGC,6WM5E,1UAXOZ,RQW75,1

Все актуальные новости в мире импакта, устойчивого развития и smart-финансов на нашем официальном Телеграм-канале IxD Capital “News, Events & Success Stories”: https://t.me/ixdnews

#энергетика #выбросы CO2 #альтернативная энергетика #нефть #газ #уголь #энергия #импакт #трансформация сектора #устойчивое развитие