Найти тему

Седна морская богиня.

В представлении народов Арктики каждое живое существо и каждый предмет наделён собственной душой, которую эскимосы именуют анирниит. На высшем уровне идеи существ, предметов и явлений объединяются в Силлу — мировую душу, придающую материи форму и смысл. Конечно нам мало известно о мифологии эскимосов.
Я Вам поведу легенду о Седне морской богине, которая даровала людям морских животных в ледяных водах крайнего севера.

Буревестники, известные как гордые птицы, живут на самых пиках отвесных  скал. С этих пиков они срываются к морю и кружатся снежными хлопьями, поглядывая с высоты на суетливых и шумных гагарок, устраивающих гнезда где-то посередине скалы, на чаек, которые довольствуются всего лишь подножием.
Давным-давно жил буревестник, который был таким гордым, что не мог найти подругу среди себе подобных, подругу, которая могла бы удовлетворить его тщеславие. И тогда он решил поискать жену среди людей.
Буревестник применил колдовство и превратился в человека. Он хотел понравиться не просто девушке, а самой красивой девушке, поэтому раздобыл шкуру тюленя и сделал из нее красивую парку. Теперь буревестник стал очень привлекательным, но его глаза оставались глазами птицы, и тогда из тонких пластинок клыков моржа он смастерил очки. В очках были узенькие прорези для глаз, а сами глаза очки скрывали полностью. Замаскировавшись таким образом, буревестник сел в каяк и отправился на поиски жены.
На берегу моря, в яранге, покрытой шкурами, жила красивая девушка по имени Седна. У нее было много братьев, но не было сестер. Ее отец был вдовцом, поэтому растил и воспитывал детей в одиночку. Много мужчин из  племени Седны и из соседних племен приходили свататься к ней, но Седна отказывала всем. По-своему, она была такой же гордой, как  буревестник, и поэтому не могла найти мужчину себе по нраву.
Вот тогда-то и появился буревестник, появился как симпатичный незнакомец в красивой парке из шкуры моржа. Он не стал вытаскивать свой каяк из воды, он остался в нем на краю полосы прибоя и попросил Седну подойти к каяку. Это очень заинтересовало Седну, так как ни один из ее поклонников не поступал таким образом. Но она, все же, не пошла к нему. И тогда незнакомец запел:
Приди ко мне, приди в землю свободных птиц,
Туда, где никто не узнает голода,
Туда, где яранга из серебряных  шкур лисиц,
А  шкуры медведя станут твоим пологом.
Ты будешь носить ожерелье из клыков моржа,
И твой горшок всегда будет мясом полон,
И лампы в яранге не покроет ржа,
В них будет масло. И музыка - птиц гомон.
Песня была такой красивой, такой искренней, такой многообещающей, что Седна решила – здесь ее счастье. Она собрала мешочек со всеми необходимыми вещами, вышла из яранги и направилась вдоль берега к каяку незнакомца. Седна забралась в каяк, и они поплыли в море, прочь от дома, прочь от отца и братьев.
Буревестник устроил некое подобие дома для Седны на каменном утесе. Каждый день он ловил для нее рыбу и говорил, что это мясо молодых тюленей. Какое-то время Седна была счастлива, потому что буревестник околдовал ее. Но однажды очки буревестника упали, и Седна впервые заглянула в глаза мужа. В то же мгновение чары рассеялись, и она поняла, что вышла замуж за птицу. Она увидела, что ее домом было гнездо, висевшее на краю бесплодной скалы. Впервые она почувствовала резкий, колючий холод морских брызг и силу порывов ветра. Седна разрыдалась в порыве горя и отчаяния, а буревестник, хотя и любил ее, но не смог утешить.
Тем временем, отец и братья Седны скучали по ней все больше и больше, им было так одиноко без женщины. Некому приготовить мясо на обед, некому сшить одежду, некому подлить масло в лампу, чтобы поддержать огонь. И тогда они сели в лодку и направили ее в ту сторону, куда незнакомец увез Седну.
Когда они подплыли к скале, где жила Седна, буревестник был на охоте, а Седна оставалась в гнезде одна. Увидев родных, Седна, рыдая, бросилась вниз, им навстречу, затем сбивчиво рассказала обо всем, что с ней приключилось. Братья тотчас усадили ее в лодку, и начали грести как можно быстрее назад, к своему берегу.
Не успели  они отплыть, как буревестник вернулся к гнезду. Он стал искать Седну повсюду, он начал звать ее, и его одинокий протяжный крик терялся в порывах ветра и заглушался шумом моря. Другие буревестники отвечали ему; они рассказали, куда отправилась Седна.
Широко распахнув крылья, высоко кружил и кружил он над морем и вскоре настиг лодку, которая увозила Седну домой, прочь от него. Братья занервничали и стали грести еще быстрее. Буревестник рассердился, ему не понравилось, что они так быстро скользили по воде. Гордая птица начала с шумом бить крыльями против ветра, превращая ветер в вихрь и заставляя его пронзительно свистеть. Волны он заставил подниматься все выше и выше, и через несколько минут море почернело, и начался шторм.
Дикие волны набрасывались на лодку, угрожая потопить ее. Только теперь отец и братья Седны поняли, что буревестник был сильным духом, таким сильным, что даже море рассердилось, что у этого духа отобрали невесту. Чтобы спасти свои жизни, они решили принести в жертву морю Седну. Они схватили ее и бросили в ледяную воду.
Отчаянным усилием Седна всплыла на поверхность и ухватилась обледеневшими костяшками пальцев за лодку. Братья, потеряв рассудок от страха, начали бить веслом по ее рукам, и кончики пальцев обламывались как сосульки и падали в море, где они превращались в морских котиков и уплывали прочь. Подплывая опять, Седна вновь пыталась ухватиться за лодку, и снова братья били веслом по ее рукам.
Вторые суставчики пальцев отломились и упали в воду, превратившись в тюленей и морских львов. Дважды еще пыталась Седна ухватиться за край лодки, и каждый раз, перепуганные братья били по ее рукам, и третьи суставы ее пальцев превратились в моржей, а большие пальцы стали китами. Затем Седна погрузилась на дно моря. Шторм утих, и братья, наконец-то, добрались до берега, но огромная волна догнала их и всех утопила.
Седна стала очень сильным морским духом, морской богиней, повелевающей теми морскими существами, которые образовались из ее пальцев. Иногда она насылает штормы и топит каяки. Люди боятся ее и устраивают в ее честь церемонии, а в особо серьезных случаях, - это когда она насылает голод, не позволяя охотникам поймать тюленей, - ангакок, великий шаман, отправляется в спиритическое путешествие в дом Седны, на дно моря, чтобы привести в порядок ее волосы.
Волосы Седны заплетены в две косы, каждая толщиной с руку, но с тех пор, как она потеряла пальцы, она не может причесаться и заплести косы сама, и эту услугу она любит больше всего. Поэтому, когда к ней приходит ангакок и приводит в порядок ее волосы, в знак благодарности, Седна посылает несколько тюленей или других животных охотникам, чтобы у них была пища.

В эскимосской мифологии Седна - великий дух, богиня, хозяйка морских животных, особенно млекопитающих, (тюлени, моржи и т.п.). Живёт в Адливуне, эскимосском царстве мёртвых, и управляет им. Часто является мифической создательницей или разрушительницей всего сущего. Под разными именами встречается почти у всех групп эскимосов. Известна также как Арнакуагсак, или Арнаркуагссак (Гренландия) и Нерривик, или Нулиаюк (Аляска).

-2

Хотя Седна, как иногда считается, господствует над арктической частью Канады, под другими именами она известна среди многих племён эскимосов. Одним из примеров этого является Арнапкапфаалук (большая плохая женщина) медных эскимосов из района залива Коронейшен. .
Лингвистический анализ названий этих мифических персонажей показывает, что это не личные имена, а слова пространственно-указательной ориентации (кроме
Седны существует Кавна 'та внизу', Агналук Таканналук 'женщина нижняя', Арнаркуагсак 'старая женщина из моря') или характеристики персонажей по каким-либо внешним или качественным признакам (кроме упоминавшейся Арнапкапфаалук (Агнакапсаалук) это, например, негивик (ныгывик) 'мясное блюдо, место для мяса').

Про Седну ходят много легенд,какая из них является верной неизвестно,хотя совпадения в мифах есть. Согласно другому источнику , Седна, подобно ундине, была дочерью бога-создателя Ангуты и его женой. Она была такой большой и прожорливой, что ела все, что находила в родительском доме, и даже сгрызла одну из рук отца, пока тот спал. Согласно другим версиям мифа, она взяла себе в мужья пса.

-3

Ангута был верховным богом инуитов, и его работа отличалась от работы большинства психопомпов. Сначала Ангута должен был доставить души умерших в Адливун, своего рода чистилище инуитов. Далее Ангута бил душу некоторое время, определяемое количеством грехов, которые человек совершил при жизни. После достаточного наказания, длящегося, как правило, около года, душе позволялось отправиться в Куидливун, или мир Луны, — аналог Небес у инуитов.

Имя Ангута означает «Разрубающий», и своё прозвание он получил потому, что порубил на куски собственную дочь, превратив её таким образом в богиню.

Ангута так рассердился, что выбросил её из каноэ. Она уцепилась за его борта, но Ангута обрубил её пальцы один за другим. Она утонула и попала в царство мертвых, став владычицей глубоководных чудовищ, а её огромные пальцы стали тюленями, морскими львами и китами, на которых охотятся эскимосы.

Согласно одной из легенд, Седна родила от мужа-пса десятерых детей: пятеро были собаками и пятеро - наполовину собаками, наполовину
людьми (
адлет). Дети-собаки позднее попали в Европу и стали предками европейцев, а адлеты попали в Америку и стали предками индейцев.

Различные легенды дают разные объяснения её смерти от рук отца. Иногда она невинная жертва, иногда оказывается, что она заслуживает наказания за жадность или какой-нибудь плохой поступок. Однако все истории сходятся на том, что она сошла в глубины океана и стала владычицей морских существ. Так или иначе, она стала жизненно важным божеством, истово почитаемым охотниками, зависящими в добывании пищи от её доброй воли.