Найти тему

Конвейерное производство будущих граждан

«О дивный новый мир» Олдоса Хаксли - это книга о будущем, каковы бы ни были ее художественные или философские качества. Одним из ярких моментов, описанных в данной книге для меня стало конвейерное производство будущих граждан. «Вынашивать плод и корова умеет; довольствоваться этим мы не можем. Сверх этого мы предопределяем и приспособляем, формируем. Младенцы наши раскупориваются уже подготовленными к жизни в обществе…»В дивном новом мире нет понятия родительства. В нем в меру своего развития все счастливы. По сути, это воспитание ребенка в детском доме – установленные правила, ценности, отсутствие эмоционального контакта, отсутствие значимых лиц.

Что же утрачивает человек при отсутствии контакта или некачественном контакте с родителями? Как живут и что чувствуют люди, которые не получали качественного контакта с родителями? Каково значение родителей для детей, для формирования личности?

Родительско-детские отношения есть своего рода вынужденный контакт между поколениями людей в семье. Генетические родители лишены возможности «выбрать» какой ребенок им достанется, какие будут у него черты лица, комплекция, склонности, не говоря о ядре личности. Рождаясь, ребенок также лишен возможности делать выбор родителей, тем более по характеристикам. В изначальных отношениях у ребенка нет права голоса.

Проявляя инстинкты, люди впускают в свою жизнь младенца и организовывают его жизнь по своему усмотрению. Когда речь идет о базовых потребностях ребенка (еда, гигиена, сон, комфортное помещение), большинство людей обычно уделяют им достаточное внимание. Помните, как фанатично стирались и гладились пеленки, прокипячивались соски и дезинфицировались прочие предметы обихода младенцев? В отдельных семьях в младенческие период ребенка состояние квартир доводилось почти до состояния операционных.

Человеческие первичные инстинкты заставляют ребенка снова и снова обращаться к родителю за заботой и пониманием. Такое обращение к родителю чаще всего связано с тем, что ребенок испытывает стресс или сильную потребность в чем-либо. При этом, ребенок может играть с другими людьми, но при испуге, боли, голоде он тут же обращается к родителю за защитой и пониманием.

Контакт родителей и ребенка в младенческий период можно охарактеризовать как контакт эмоционального заражения. Данный контакт характеризуется тем, что свои потребности ребенок может удовлетворить только через крик. Эмоциональное заражение состоит в том, чтобы заставить другого человека прочувствовать то, что чувствуешь сам. Ведь только криком ребенок может воздействовать на мать или заменяющее ее лицо и получать от нее необходимое для жизни. На данном этапе жизни ребенок не осознает свои чувства и не может их выразить, ребенок действует под воздействием эмоций, вместо того, чтобы сказать о них.

Далее наступает процесс сепарации или отделения ребенка от родителя. Одним из первых, кто начал изучать реакцию детей на сепарацию и утрату, стал Джон Боулби. В своей работе от 1979 года Джон Боулби доказал, что ответом на сепарацию со стороны детей является гнев, а не грусть. Он установил, что гнев - это нормальная реакция детей и младенцев на ситуацию, в которой их оставляют родители. Это нашло подтверждение в документальном фильме Джойса Робертсона «Джон». В данном фильме велось наблюдение за восемнадцатимесячным младенцем, которого мать оставила на период родов младшего брата. Гнев и ярость в отношении матери, которые проявляет Джон в последний день пребывания в доме малютки – адаптивные реакции на чувство покинутости. Реакциями на чувство покинутости может быть пассивно-агрессивно гнев, выраженный через ложь, избегание, прокрастинацию.

Детям важно знать, что родители их понимают. Для таких целей родителями используется механизм отзеркаливания, т.е. показываются те же чувство и эмоции, которые испытывает ребенок. Ребенок не способен отзеркаливать взрослого из-за уровня своего психологического развития. Вместо этого он приучается выполнять пожелания родителя, угадывая их. При нарушении данной коммуникации ребенок реализуется через угодливость и невнимание к своим личным потребностям.

В результате групповой работы по теме родительско-детских отношения выявляется еще одна проблема коммуникации между ребенком и родителем – жесткое следование и (или) понуждение к социальным ролям, что приводит к обесцениванию самых личных и важных выборов ребенка в жизни, отсутствию понимания границ личности.

При низко развитом эмоционально интеллекте родители не способны построить отношения, основанные на эмоциональной близости Их возможности по созданию отношений ограничиваются отношениями эмоциональной зависимости, слияния.

Развитие отношений между эмоционально неразвитым родителем и ребенком проходит, как правило, в трех вариациях.

Ребенок, который был втянут в подобные отношения родителем, достаточно часто находится в созависимых отношения, которые развиваются по стандартному сценарию (Жертва, Спасатель, Преследователь).

Вторым вариантом развития выступает вариант «любимчик семьи», в которых все силы бросаются на баловство и выполнение капризов ребенка, который при этом не ограничивается принятыми социальными и разумными границами, при этом ребенок четко и последовательно обязан находиться в предложенной ему роли.

Третий вариация развития отношений случается с самодостаточными детьми. Такие родители чаще оставляют в покое самодостаточных детей, что дает возможность последним построить более ли менее благополучную жизнь. Однако, при этом самодостаточный ребенок чувствует недостаток внимания со стороны родителя, одиночество, гнев и свою заброшенность. Уровень психологического развития ребенка, находящегося в зависимых отношения, не выходит за уровень развития его родителей. Самодостаточные дети превосходят по уровню развития своих родителей.

Итогом развития всех трех ситуаций является отсутствие настоящей эмоциональной близости между ребенком и родителем.

Отсутствие реализации или некачественная реализация родительских функций взращивают в детях гнев и раздражение на родителей, одиночество, развивают неспособность детей к эмоциональной близости, неспособность понимать чувства другого (эмоциональная глухота) или проживание жизни в созависимых отношениях. Одиночество, гнев, раздражение, эмоциональная глухота принимает наиболее тяжелые формы у воспитанников детских домов в связи с тем, что в их жизнях очень часто отсутствует качественное позитивное постоянное участие взрослых, отсутствуют стабильные отношения с значимым взрослым.

По моему мнению, в обществе, состоящем из людей, основными эмоциями которых является одиночество, гнев, раздражение, эмоциональная глухота, неспособность к близким отношениями , человек не может быть счастлив, не может получить полноценную реализацию своего предназначения.

И все это тоже "конвейерное производство будущих граждан", которые свои эмоции будут "затыкать" разными вариантами зависимого поведения (алкоголь, наркотики, деструктивные отношения, еда, работа и пр.?