Ануфриенко и Котенович
До 1964 года в Большетерёхино действовала новая кузница, в ней работали семейные династии Котенович, Черепановых- терехинские силачи. Расположена кузница была за огородами Черепанова А.Я., там же и неподалёку была маслобойка.
Один из кузнецов –Котенович Иван Яковлевич. Он изготавливал и ремонтировал инструменты из железа жителям своей деревни и окрестностей, в том числе и охотничье оружие. Это явилось для него трагическим фактом. В 1937 г., в годы массовых репрессий он подвергся преследованиям со стороны власти и был арестован.В кузнице было обнаружено оружие, принятое для ремонта. Вот что написано об этом в книге «Забвению не подлежит» в статье Р.Дорошенко:
Опись изъятого в кол-ве:
1. Берданка – 1шт.
2. Шомпольная винтовка «Сибирка» с прибором – 1; Шомполка– 1 шт.; Винтовочный ствол 3-х линейки – 1 шт. принадлежит Вяткину Ефиму из с. Корсино. Коробкину Ивану из с. Корсино.
4.М/к винтовки изломаны- 2.
Принадлежит одна Терёхину и другая Ганусову, из деревни М-Терёхино.
5. Ствол от шомпольного ружья -1. принесён в ремонт указанными лицами и ему не принадлежат, кроме берданки и винтовки «Сибирки».
6. Патронов заряжённых 32 калибра,-6 шт.
7. Пороху – 100 гр.
8. Капсюлей – 80 шт.
9. Военный билет – 1экз. на имя Котеновича Ивана Яковлевича.
Котенович Иван Яковлевич был приговорен к 10-летней ссылке. Домой не вернулся. Так деревня потеряла мастера своего дела, а семья- кормильца. Анастасия Максимовна Котенович (в девичестве Малькевич) вырастила одна шестерых детей. Наталья-1925гр, Иван-1926гр, Семен-1930, Станислав-1932, Григорий(1928-2004), Ольга-1936.
В школьном музее, у стенда безвинно пострадавшим, ежегодно 19 сентября - день вынесения приговора- отмечается день памяти земляков- жертв политических репрессий.
Ануфриенко Ольга Ивановна(1930-2016) (по отцу Вальтер). В 1942г. 12-летнюю девочку выслали в сибирскую деревню с обжитого Поволжья. С детства наравне со всеми военными детьми познала непосильный деревенский труд. Зимой с Александрой и Клавдией Черепановыми и другими детьми ездили на быках (лошадей не хватало) за сеном (вплоть до Хапилино), летом – сенокос, огороды. Но умели и отдыхать. Будучи взрослыми девушками, с Черепановой Александрой рано научились танцам и в редкий час досуга радовали селян своим летящим танцем и зажигательной чечёткой. Учили танцевать и младших подруг. Свою жизнь Ольга Ивановна посвятила нелёгкому и неоценимо важному крестьянскому труду и воспитанию детей (Владимиру(1955), Антонине(1957), Михаилу(1959гр). Награждена Почётной медалью ветерана труда, медалью труженика тыла в годы Великой Отечественной войны. Не смотря на то, что ей пришлось пережить с раннего детства, на всю жизнь Ольга Ивановна сохранила доброту и приветливость, передала это своим детям.
Антонина воспитала двух дочерей, дала им высшее образование, работала в Колосовке в строительной организации, затем на заправочной станции. Ветеран труда Федерального значения. Владимир несколько лет жил и работал на Севере, вернулся в Колосовку. Здесь же поселился и Михаил.
Вот что писала газета «Новый Вымпел» в октябре 2016года об этой семье.
Семью Антонины Григорьевны Ануфриенко трагическая участь репрессированных коснулась своей черной рукой, можно сказать, с двух сторон. Ее дед – Иван Яковлевич Котенович был заподозрен в составе группы лиц в контрреволюционной деятельности, желавшей совершить террористический акт на территории Колосовского района. А отец, Григорий Иванович, стал считаться сыном врага народа. Мать, Ольга Ивановна Вальтер, со своей семьей была выслана в Сибирь, но уже по национальному признаку, как немцы.
Историю семьи собирает по крупицам моя дочь, Ольга Малицкая, - говорит Антонина Григорьевна. – Она делает запросы в различные архивы, хранит старые фотографии, на которых запечатлены мои родители, дедушка и бабушка, ее прадеды. Оле дед часто рассказывал истории из жизни, даже семейными тайнами делился. Гонения начались еще в довоенные годы. Тогда семья Котеновичей жила в Седельниковском районе, в деревне Мягильске. В Колосовский район в деревню Большетерехино переехали в тридцатых годах. Иван Яковлевич работал кузнецом в колхозе, жили мирно, дружно. С женой Анастасией воспитывали шестерых детей. Беда в дом пришла в 37-м, когда главу семейства обвинили в намерениях совершить террористический акт. Его и еще семерых колосовцев, среди которых был и отец Павлин, священнослужитель из Корсино, арестовали по одному обвинению и, долго не разбираясь, осудили кого на десять лет лагерей, кого – на смертную казнь. Тогда жена и дети видели Ивана в последний раз.
- Моя прабабушка Настасья осталась одна с шестью детьми, - рассказывает Ольга Малицкая. – Прадеда моего отправили в Магаданскую область. Некоторое время спустя пришло известие о том, что Иван Григорьевич умер в лагере.
Жена Анастасия не верила в смерть любимого мужа. Чувствовала сердцем, что Иван жив, поэтому продолжала писать письма и слать посылки. Вот здесь и родилась впоследствии семейная легенда. По запросу в Москву Анастасия получила подтверждение о смерти мужа. Но позже от самого Ивана пришло письмо: «Буду жить, как знаю, а ты живи, как хочешь»…
Григорий Иванович часто вспоминал о своем детстве, наполненном трудом и тяготами. С шести лет начал работать – пас колхозных телят, овец, гусей.
- Представляете, какая ответственность тогда была у ребенка, - продолжает рассказ Ольга Малицкая. – В деревне к ним никто плохо не относился, жалели, понимали. Но бабушка Настасья так до конца жизни и прожила одна, вспоминая о любимом муже и плача по ночам.
Совсем по-другому относились сельчане к семье Ольги Ивановны Вальтер – бабушки Ольги Малицкой. До прибытия в Колосовский район они жили в Саратовской области, Нойвальтерском районе, в деревне Николаевке. 27 августа 1941 года были высланы за пределы области по национальному признаку.
- Мой второй прадед, Иван Егорович Вальтер, овдовев, стал жить гражданским браком с Анной Измайловной Ануфриенко, - продолжает делиться историей семьи Ольга Малицкая. – Она по паспорту была Анной, мы же звали ее тетей Галей, не знаю, почему так. Тетя Галя окружила любовью и заботой двух дочерей Ивана – одиннадцатилетнюю Ольгу, мою бабушку, и тринадцатилетнюю Марию. Когда прадеда осудили на ссылку, тетя Галя могла остаться и никуда не ехать. Она же не покинула мужа и падчериц, быстро собрала самые необходимые вещи и отправилась вместе с ними в неизвестность.
Их путь на новое место жительство был долгим. Сначала привезли в Омск на поезде, в эшелоне под номером 357. Затем – на пароходе по Иртышу плыли до Тары. Оттуда на конных повозках ссыльных отправляли по деревням.
- Семья Вальтер попала в деревню Аникино, - рассказывает Ольга. – Никто не хотел брать ссыльную семью в свой дом, и только одна женщина, Фекла Макеева, приютила их у себя. Два года прожили у Феклы. Тетя Галя переписала девочек на свою фамилию - Ануфриенко, хотела уберечь их от дальнейших гонений. Но все равно их еще долго обижали и кричали вслед: «Фашисты!»Позже Ивана Егоровича и его дочь Марию забрали в трудармию. Марию – сначала в Омск, потом в Челябинск, где она так и осталась жить. Иван Егорович попал в город Краснотуринск Свердловской области, в лагерь «Богуславлаг».
- Тетя Галя и Ольга, моя бабушка, остались тогда вдвоем, - продолжает Ольга Малицкая. – Прадед мой, Иван Егорович, от голода и тяжелой работы в трудармии сильно истощал и умер. Но смерть его была страшной. По рассказам его товарищей, после трудового дня у него не хватило сил забраться в машину, он так и остался в зимнем лесу, на той лесоделяне, где работал. А утром нашли от него только голые кости. Все так и решили, что он погиб от клыков волков. После известия о смерти мужа и отца Анна Ануфриенко вместе с Ольгой переехали жить в Большетерехино. Ольга выросла и полюбила красивого парня Григория. Их любовь долго была тайной, потому что печать «ссыльной немки» все же оставила глубокий след в судьбе девушки. Официально Григорий и Ольга расписались в 90-е годы, когда было прожито вместе уже тридцать лет и росли трое детей.
- Одним домом они стали жить только после того, когда умерла свекровь моей бабушки Ольги, - рассказывает Ольга Малицкая. – Свекровь всегда была против бабушки, не давала им жить вместе. Поэтому в разных домах жили, но сумели сохранить свою любовь, сумели найти силы радоваться жизни. Мои бабушка и дедушка были людьми добрыми, зла не помнили. И нас учили тому же.
Только в 50-х годах прошлого столетия началась реабилитация тех, кто пострадал от гонений и обвинений, в большинстве своем надуманных и неоправданных. Вернули доброе имя и членам семьи Антонины Григорьевны.
Сейчас Ольга Малицкая скрупулезно собирает информацию о своих предках, чтобы память о них, об их трагической судьбе не умирала, а жила из поколения в поколение. Чтобы мрачные страницы истории нашей страны послужили уроком в будущем. Светлана Сазанова.»Новый вымпел»,2016год
На снимке выше- Ольга Ивановна Ануфриенко, на фоне дома Черепанова Ивана (большого), раскулаченного земляка. Позже этот дом принадлежал колхозу.На первом этаже –магазин, в одно время жила Маремьяна Игнатьевна,сирота. Всегда была нарядная, с многочисленными бусами. На втором этаже-детские ясли, затем как общежитие, где жили во время уборочной городские заводчане, студенты, до войны использовали здание и под школу .