Не зря Дейл Карнеги, основоположник теории общения, говорил, что секрет влияния на людей заключается не в умении говорить, а в умении слушать. Этот навык является одним из самых важных, если речь идет о коммуникации. Если вы не будете воспринимать информацию так, как того хочет собеседник, то произведете впечатление невнимательного человека, который с неуважением относится к беседе и оппоненту.
Мы предлагаем вашему вниманию советы, как научиться не просто слушать собеседника, но и слышать, о чем он говорит, понимать смысл излагаемых суждений. Так вы сможете войти в категорию людей, с которыми интересно общаться, а самое главное — хочется это делать.
Совет 1: Сконцентрируйтесь
Иногда очень сложно сосредоточиться на разговоре, потому что под рукой лежит телефон, на который каждые пять минут приходят уведомления. Вряд ли вы уловите суть разговора, если будете постоянно отвлекаться и невнимательно слушать. Поэтому, когда вы начинаете беседовать с человеком, отложите в сторону смартфон и все свои занятия, чтобы получилось максимально сконцентрироваться. Подарите собеседнику несколько минут вашего абсолютного внимания и полностью погрузитесь в то, что он пытается до вас донести.
Совет 2: Поставьте себя на место собеседника
Хороший способ установить контакт с человеком, понять, о чем он думает, какую мысль хочет донести, что движет его поступками — поставить себя на место собеседника. Это можно сделать, задавая следующие вопросы:
— Как вы смогли это сделать?
— Что заставило вас поступить именно так?
— Какие чувства вы при этом испытывали?
Чтобы иметь возможность реагировать на слова собеседника уместными вопросами, попробуйте поместить себя в ту ситуацию, которую он описывает. Таким образом вы сможете понять его чувства, испытать то, что пережил он, и ухватить главную мысль монолога собеседника, чтобы потом правильно отреагировать на сказанное. Если у вас получится, человек захочет не только продолжить разговор, но и поделиться с вами еще какими-то эмоциями и переживаниями.
Совет 3: Измените характер действий
Этот совет больше всего пригодится тем людям, которым сложно воспринимать информацию на слух и запоминать ее.
Вы никогда не задумывались над тем, почему школьный урок длится именно 45 минут? Пару минут учитель тратит на организационные моменты: приветствие, проверка порядка в классе и пр. Следующие 20 минут — на проверку домашнего задания. Еще 20 — на объяснение нового материала. И последние три минуты преподаватель использует для того, чтобы задать домашнее задание и попрощаться.
Как видите, несмотря на то, что урок продолжается 45 минут, дети остаются внимательными и могут без проблем воспринимать информацию за счет изменения характера действий учителя. Вначале они настраиваются, потом отвечают на вопросы по домашнему заданию, затем слушают новый материал, конспектируют и после звонка прощаются с преподавателем.
Если человек является опытным оратором, то он знает о подобных нюансах, однако далеко не всегда на пути попадаются профессионалы. Итак, как же удержать внимание, например, на однообразной лекции? Не ждите, что преподаватель будет бегать вокруг вас в надежде вложить хоть немного знаний в вашу голову. Позаботьтесь о себе сами. Каждые 20 минут меняйте характер действий, даже если лектор не делает этого. Можно задать вопрос преподавателю, составить схему в тетради, найти в интернете картинки по теме, чтобы наглядно видеть, о чем рассказывает оратор, и пр.
Совет 4: Прекратите внутреннюю болтовню
Человеческому мозгу свойственно работать постоянно, в том числе и тогда, когда вы общаетесь с кем-то. Параллельно с монологом собеседника в вашей голове проносятся различные мысли: что сказать, когда придет ваша очередь, какой совет дать, как относиться к услышанной информации и так далее. Прекратите мысленный диалог с самим собой — он сильно отвлекает внимание и ухудшает понимание того, что вам говорят. Откажитесь от домыслов, предположений, которые идут «второй линией». Ваша задача предельно проста — слушать и оставаться нейтральным. Будьте терпеливы, не перебивайте, не торопитесь с выводами и суждениями. Подождите, пока собеседник закончит, спросит ваше мнение, и уже тогда озвучивайте все, что хотели сказать.
Совет 5: Запоминайте людей по именам и интересам
Пассивное слушание — худшее, что вы можете сделать для собеседника. Отложите в сторону пустые разговоры «ни о чем» и старайтесь выстраивать крепкие взаимоотношения. Запоминайте людей, с которыми беседуете.
Чтобы имя собеседника отложилось в памяти, воспользуйтесь следующим советом. После того, как вы представитесь друг другу, обратитесь к человеку по имени: «Рада познакомиться, Аня!» или «Аня, это мой друг Олег». Таким образом вы сможете активировать слуховую память, услышав имя, произнесенное вашим голосом. Параллельно вы почешете самолюбие собеседника за ушком и обеспечите ему всплеск дофамина — гормона удовольствия.
Совет 6: Слушайте глазами
Во время разговора нужно обращать внимание не только на то, о чем говорит собеседник, но также на его мимику, жесты. Постарайтесь понять, какие эмоции и чувства стоят за словами. Воспринимайте информацию и ушами, и глазами.
Микровыражения исчезают практически мгновенно — меньше, чем за секунду. Однако именно они выдают истинные эмоции. А вот все, что длится дольше, является обычным выражением лица, которое можно подделать. Поэтому ваша главная задача — обращать внимание на рефлекторные реакции и короткие вспышки эмоций. Так вы сможете лучше понять позицию и чувства собеседника.
Совет 7: Приучайте себя кивать
Кивки являются одним из основных инструментов, с помощью которых вы можете продемонстрировать свою вовлеченность в разговор. Ваш кивок говорит о том, что вы находитесь на одной волне с собеседником, слышите и понимаете его. Вы демонстрируете, что вам небезразлична тема разговора, его слова, мысли и чувства. Чтобы усилить эффект, к кивку нужно добавлять любые реплики понимания. Например: «Угу», «Класс!», «Вау», «Понятно», «Ничего себе», «Да ладно?» и пр. При этом очень важно, чтобы ваше лицо выражало неподдельный интерес к собеседнику и его истории.
Совет 8: Интересуйтесь
Ключ к активному слушанию — уточнения и пояснения. Лучше не задавать собеседнику закрытые вопросы, на которые можно дать односложные ответы — «да» или «нет». Например, вместо «Так тебя в итоге повысили или нет?» лучше спросить: «Чем в итоге все закончилось?» Если вы хотите научиться активно слушать, открытые вопросы — залог вашего успеха. Поэтому возьмите на вооружение следующие фразы, которые станут подходящим началом для открытого вопроса: «Почему ты сделал…», «Как у тебя получилось…», «А для чего ты…» и пр.