Найти в Дзене
Культура света

Что не так с городским освещением в Москве

Я много и упорно рассказываю про #светодизайн и о проектировании освещения, как это может быть красиво, как важно для людей и для городской среды. За три года существования бюро Культура Света нам удалось сделать немало проектов, за которые мне не стыдно и которые отражают современные принципы качественной и комфортной световой среды, и которые всегда отвечают на вопрос: "Чего хотят от освещения люди?"

Автор на лекции "Роль света в формировании качественной городской среды" в Санкт-Петербурге в ноябре 2019 года
Автор на лекции "Роль света в формировании качественной городской среды" в Санкт-Петербурге в ноябре 2019 года

Но, к сожалению, в Москве много примеров менее продуманного подхода к освещению городских объектов, которые преподносятся жителям и гостям столицы, как образец для подражания, и копируются потом по всей России. Так произошло с освещением Тверской улицы, с Бульварным Кольцом и Воробьевыми горами. А потом это безвкусие стали тиражировать в других городах. В галерее увидите примеры из Москвы, Сочи и Новосибирска. Обратите внимание на огромное количество приборов, на яркие цвета и контрастные цветовые сочетания.

Подобные насыщенные цвета (при адекватном количестве приборов) можно увидеть в европейских городах пару раз в год, во время фестивалей света и праздничных мероприятий. К тому же, там к созданию световых инсталляций приглашают профессиональных светодизайнеров и художников, которые доносят свои идеи до зрителей с помощью продуманных световых решений и цветовых сочетаний, сделанных со вкусом и с душой.

На мой взгляд, в Москве мы наблюдаем совершенно махровую азиатчину, как в Гонконге 20 лет назад, но в худшем исполнении – когда #свет нещадно слепит, света и цвета в десятки раз больше, чем нужно (пример с Бульварным Кольцом), или когда цветной свет диссонирует с архитектурой фасадов и историческим контекстом (как на фасаде Музея Истории Современной России на Тверской). И это не временные инсталляции, это освещение включают нам каждый вечер.

Вижу несколько причин такой ситуации с городским освещением в Москве.

  1. В Москве (да и по всей России) отвечают за бюджетные проекты освещения не профессионалы, а чиновники – в большинстве своем люди без соответствующих знаний. И привлекают они к реализации проектов не профессионалов-проектировщиков, а продавцов, которым главное заработать. Кто эти люди, которые придумали цветную какофонию на Бульварном Кольце и Воробьевых Горах? Никто про них не знает, кроме того, что они освоили миллионы московских бюджетных денег.
  2. Отсутствие профессиональных и регулируемых схем взаимодействия «заказчик-проектировщик» и «строитель-проектировщик». И полное отсутствие уважения к проектировщику и к его решениям. Проектировщик хочет сделать красивое и комфортное для людей пространство, а заказчик/строитель хочет зарабатывать деньги. Почему для них желание проектировщика должно быть важнее их заработка? Риторический вопрос. В этом пункте кроется и причина того, что труд проектировщика (архитектора, инженера, светового дизайнера) у нас в стране очень плохо оплачивается, или не оплачивается вообще. Где это может еще происходить, когда #проект архитектурного освещения здания делает поставщик светильников, бесплатно, в счет поставки?
  3. Отсутствие схемы контроля за реализацией проектов городского освещения, и отсутствие ответственности за плохие проекты. Есть Художественный Совет при Москомархитектуре, с которым необходимо согласовывать проекты архитектурного освещения, там работают очень грамотные и квалифицированные люди, у них не очень просто получить согласование. Но реальных рычагов воздействия на заказчиков и строителей, чтобы те делали освещение по согласованному проекту, у Совета нет.
  4. Полновластие и косность согласующих и эксплуатирующих организаций, которые берут на баланс установки городского освещения, и которые на корню зарубают нестандартные современные решения по освещению еще на стадии согласования проектной документации.
  5. Отсутствие критериев качества для российских производителей светильников. Это рождает появление производителей, которые бессовестно копируют импортное осветительное оборудование, правда копирование касается в основном внешнего вида (в лучшем случае), а не конструктивных и технических характеристик. Те же российские производители, которые вкладываются в технологию и качество своих приборов, на выходе получают хорошие светильники, но по цене, вполне сопоставимой с европейской. И проигрывают тендеры беспринципным производителям, которые не вкладываются в #дизайн приборов, в качественные компоненты и #современные технологии.

Почему я все это пишу? Потому что мне ужасно обидно видеть безвкусное освещение в родном городе и у нас в стране. И я очень хочу изменить эту ситуацию. Как сделать так, чтобы у нас в стране уважали и ценили труд проектировщика? Чтобы у меня и других профессионалов по освещению была возможность создавать качественные и красивые проекты для города и для людей?

И меня ужасно злит отсутствие возможности у меня, как у профессионала, повлиять на ужасную картинку, которую каждый вечер вижу у себя под окнами в родном Гольяново, и которую преподнесли жителям как современное и качественное благоустройство.

Спасибо, что читаете меня. Буду рада вашему мнению и комментариям к этой статье. До скорых встреч!