Яркая и самобытная Португалия богата достопримечательностями на любой вкус. Но вряд ли получится найти более самобытный, спорный в оценке и привлекательный памятник архитектуры, чем Дворец Пена в Синтре (Паласио де Пена), венчающий гору над городом. Замок вместе с окружающим его ландшафтным парком образуют единый архитектурный комплекс, признанный частью всемирного наследия ЮНЕСКО. В Португалии его считают седьмым чудом света! В замке представлена уникальная смесь стилей разных эпох и народов, гармонично и неожиданно соединенных.
История Дворца Пена в Синтре
Началом истории замка считают Средние века, когда на холме была возведена капелла, посвященная Богоматери Пена, видение которой явилось королю Джону Второму в этих местах. В период правления короля Мануэла I рядом с капеллой был выстроен монастырь ордена Иеронимитов.
В середине XVIII века уже не действующий монастырь пострадал от вызванного молнией пожара, затем почти полностью был разрушен землетрясением. Руины монастыря и уцелевшая капелла в живописном окружении приглянулись Фердинанду II, провозглашенному королем Португалии после рождения сына от королевы Марии II. Король выкупил земли вместе с руинами монастыря. По замыслу Фердинанда II и под руководством немецкого инженера и архитектора Вильгельма Людвига фон Эшвеге в 1840 был заложен летний дворец королевской семьи. Ансамбль включил в качестве северной части реконструированные остатки монастыря. Кельи монахов объединили с большими помещениями, накрыв сводчатым потолком. Позже к замку достроили Новый Дворец — парадное крыло с круглой башней и кухнями. Вокруг дворца был разбит огромный (более 200 га) парк, который обустраивали более четырех лет, высадив растения, привезенные из разных стран.
Основное строительство замка было окончено в 1854 году. До самой революции и свержения монархии, повлекшей бегство из страны королевы Амалии, он служил для летнего отдыха королевской семьи. В 1910 году Дворец Пена стал Национальным Музеем, теперь это место официальных приемов.
Особенности архитектуры замка
Автор проекта барон фон Эшвеге был баварцем, любителем путешествий, знатоком архитектуры, обладающим неуемной фантазией. Король и королева тесно сотрудничали с ним, во многом своей эклектикой и эксцентричностью дворец обязан воплощенным фантазиям монаршей четы. Именно она захотела воплотить восточные мотивы в виде арок, башенок, минаретов и добавила фасадам витиеватый богатый ренессансный декор.
Сама идея включить в дворцовый ансамбль XIX века монастырские постройки стиля поздней готики с мавританским акцентом открыла дорогу эклектике, иначе архитектору пришлось бы следовать архитектурным традициям прошлого, игнорируя современные тенденции, накопившиеся в путешествиях впечатления и любовь к Баварии.
Общая многоуровневая структура дворца выполнена в традициях баварской замковой архитектуры: крепостные стены с зубцами-бойницами, шлюзами и разводным мостом, круглыми угловыми башнями (зачастую похожими на минареты). Принято разделение дворцового ансамбля на условные составляющие:
— основная замковая часть с крепостной стеной, оборудованной шлюзами и мостом, тяготеет к романскому стилю;
— органично вписанные остатки монастыря, капелла и башня с солнечными часами. Они окружены террасой, предоставляющей лучшие позиции для обзора дворца;
— двор Арок перед часовней и главный вход представляют традиционный для Португалии мавританский стиль, соединяющий готику и мотивы Востока;
— Новый Дворец с главной высокой башней-бастионом, увенчанной куполом, выполнен в португальском стиле мануэлино, характерно выраженном в изобилии замысловатой каменной резьбы, роскошных розетках, отделке фасадов расписной плиткой азулежу.
Дворец изобилует многочисленными архитектурными деталями: арабскими башенками-минаретами, характерными Востоку арками в виде замочной скважины, готическими крышами, ренессансными аллегорическими фигурами тритона, гарпий, крокодила и даже масонской символики.
Внутренние интерьеры скорее относятся к португальскому Романтизму: высокие сводчатые или наборные потолки, стены отделанные плиткой, украшенные резными узорами и лепниной в стилистике Ренессанса.
В главной башне и гостиной замка – коллекция уникальных витражей. В монастырской части сохранился алтарь монастыря святого Иеронима и плитка XVI века, уникальный Арабский зал с фресковой росписью. Роскошное оформление Главной гостиной дворца сочетает потолочные розетки, сложные витражи, кронштейны и настенную резьбу, переплетая европейские и восточные направления. Индийская комната обставлена изящного плетения мебелью, на огромной кухне — коллекция медного кухонного инвентаря. Жилые непубличные помещения невелики, умеренно роскошны, многие комнаты украшены росписью, сделанной королем Карлушем I.
Дворцовый парк
Парк соответствует дворцу, повторяя смешение стилей, растений всего мира и напоминает зеленый лабиринт из насаждений, террас, пещер, переплетения дорожек и череды искусственных водоемов. Парк огромен и разнообразен растительностью и архитектурой, в каждой его точке можно представляется уникальный вид на замок Пена.
Потребуется немало времени, чтобы рассмотреть столь непохожие части дворца, полюбоваться необыкновенной красоты видами на лежащий вдалеке Лиссабон, окружающие горы и берег океана, открывающимися с его террас.
Цены посещения дворца Пена
Посетить достопримечательность можно ежедневно с 10:00 до 18:00, вход до 17:00. Музей не работает 1 января и 25 декабря.
- дети до 5 лет — бесплатно;
- от 5 до 18, и старше 64 лет — 7 евро;
- посетители 18-64 лет — 9 евро.