Найти тему
Культурный Петербург

СТРАХ И НЕНАВИСТЬ…В СИЛЛАМЯЭ

Погодина-Кузмина О. Уран
Погодина-Кузмина О. Уран

Погодина-Кузмина О. Уран: [роман]. – М.: ИД «Городец-Флюид», 2020. – 384 с.

Известный сценарист и писательница назвала свой новый текст кратко и жестко – «Уран». Определив его формат как роман-реконструкция. Что само по себе вызывает интерес и предполагаемую читательскую «поездку» в прошлое. При этом явно со смыслом в качестве эпиграфа приводит цитату древнего грека Демокрита о том, что «нет ничего в мире, кроме атомов и пустоты». А если еще заметить то, что титульный лист украшают благодарности нескольким вполне конкретным организациям и людям, то солидность предлагаемого к ознакомлению сочинения уже не может не вызывать сомнений.

Ко всему перечисленному стоит также добавить, что время действия «Урана» - 1953 год, место – эстонский город Силламяэ. Созданный там для советского уранового проекта обогатительный комбинат и является центром притяжения не только сюжета, но и судеб героев. Стоит добавить в качестве элемента литературной декорации и наличие исправительно-трудового лагеря, проще говоря, «зоны», откуда директор комбината Гаков и черпает трудовые ресурсы для выполнения ответственного задания партии и правительства. На этом перечне особенностей нового сочинения можно было бы и остановится, но автор не намерена облегчать собственным читателям выполнение задачи по знакомству со своим текстом. Она будто специально накручивает витки «колючей проволоки» вокруг территории романа, дабы его восприятие не становилось излишне линейным и однозначным.

Отсюда еще более усложняющая структуру повествования детективная интрига и с убийствами, и с готовящейся на комбинате диверсией. Шпионские страсти – иначе и не определишь то, о чем жестко, но не без фабульного кокетства рассказывает в романе Ольга Погодина-Кузмина. С первых же строк на арене появляется некий претенциозный агент «U-235» (цифры здесь обозначают атомный вес химического элемента уран). Его эффектный вступительный монолог способен абсолютно сбить читателя с толка, ибо далее следует вполне традиционное описание быта и отношений жителей шахтерского городка и его окрестностей.

Так появляются в кадре один за другим: Тася Котемкина с мужем-пьяницей и дочкой, инженер Алексей Воронцов, ее сосед. А еще эстонская девушка Эльзе Сепп и ее братья. Круг обитателей текста разрастается настолько, что на периферии сюжета возникают даже «командиры» советской промышленности вплоть до Лаврентия Павловича Берия. Не обходится сюжет и без фигуры блатаря – некоего Ленечки Маевского. Фантазия автора «Урана» весьма продуктивна по части насыщения романа самыми разными фигурами, у каждой из которых есть и прошлое, и настоящее, а вот с будущим вопрос явно туманен. Хотя автор, судя по эпилогу, прекрасно осведомлена о том, что ждет каждого из тех персонажей, которые организовали сюжет сего плотно заселенного текста.

Если же попытаться выделить генеральные темы рассказываемой истории, то здесь «зона» соседствует с темой уранового проекта, ненависть эстонских «партизан» к чужакам переплетается с темой любви и первого сердечного увлечения Эльзе, поиски сына хозяином лагеря Азначеева и вовсе оборачивается мелодраматическим разрешением сюжета. И вот уже зэки в судьбе засланного агента иностранной разведки играют свою, отведенную им фантазией автора роль.

Попытки психологической и социальной мотивации поступков каждого из действующих лиц, как кажется, формально наличествуют в том, как возникают разные эпизоды рассказываемой истории. Ольга Погодина-Кузмина в нынешнем варианте своего творчества хитрым образом так выстроила здание своего романа, что в него можно «зайти» с любой сюжетной или жанровой стороны. Я бы не стал называть такой способ «модернистским», так как жизненные реалии и очевидный символизм некоторых реплик персонажей, их восприятие грубой и жесткой реальности порождает предощущение, страх ожидания трагедии. Недаром в прологе романа возникла тень античной культуры. И подобных отсылок у автора предостаточно – от замятинских «Мы» до тени Шаламова. И даже где-то на периферии сознания мелькнуло «Новое назначение» Александра Бека. Не говоря уже о «шпионских» сочинениях Льва Шейнина. Хотя вполне допускаю, что перегруженное знаниями и перманентным чтением сознание рецензента неадекватно по отношению к увлекающему за собою романом. Здесь, как в эстонских лесах, не ведаешь: что (или кто) может ожидать лично тебя за поворотом, в чаще, на проселочной дороге.

Подобное ожидание и питает страх, а заодно и ненависть у некоторых персонажей по отношению друг к другу. Легко догадаться каких и к кому. Но главная задача, ради которой и затеяла советская власть создание комбината в Силламяэ, была выполнена как раз в том самом 1953 году, когда в СССР была испытана водородная бомба. Из плена устрашающей фантазии автор романа «Уран» выводит своего читателя, который сумел добраться до финала текста, на твердый асфальт исторических фактов, имен и событий. Большинству из тех, кому доведется читать сочинение Ольги Погодиной-Кузминой, они известны. Но воля автора стыкует историю, которая не прекратила течение свое, с судьбами каждого персонажей. И, видимо, очень скоро они оживут на телеэкране в новом сериале.

Сергей Н. Ильченко

Профессор, доктор филологических наук, кандидат искусствоведения

https://jf.spbu.ru