Слова, заданные для включения в рассказ: автоматизм, победоносно, романтика, горечь, бессмертный.
Е45-JK писал очередную стихотворную строчку на чистом листе, предложенном ему любопытствующими студентами. В юношеских глазах горела радость столкновения с неизведанным; пять их пар то вперивались в буквы, то друг в друга, задавая общий для всех немой вопрос. Всё чаще взгляды задерживались на бледном высоком парне в очках.
— Неужели твоей программы хватило для того, чтобы он начал делать такое на автоматизме?
Стефан дернулся от неожиданности, больше остальных увлечённый действием робота: обратились к нему. Он обернулся и замер, запоздало вникая в суть вопроса. Его растерянный взгляд устремился на задавшего вопрос белокурого зеваку, а затем на механическую руку, выводившую букву за буквой. Юноша отрицательно качнул головой и снова углубился в наблюдение.
Его творение, прогремевшее на весь институт Эдисона своей инновационной технологией и невообразимой сложностью изготовления для рядового студента, пусть даже и инженерного факультета, было создано всего лишь для механического письма. Уже половину недели робот, созданный, чтобы слушать речь и записывать её каллиграфической прописью, писал сочинённое самостоятельно. Более того, его новое дарование проявило себя в трагический день для института. Робота уже давно называли Генри в разговорах, полных фантастических надежд, и надежды эти были не беспочвенны.
Четыре дня назад Генри Вилфлай, всеми уважаемый и любимый лектор по культуре речи, погиб в чудовищной автокатастрофе, всего лишь возвращаясь после выходных в свой город на автомобиле по привычному маршруту. У него не было шансов против задремавшего водителя огромной фуры. Институт переполнился опустошающей горечью печали, студенты и профессоры были разбиты всеобщим горем.
В тот же самый день E45-JK, гордо красовавшийся в главном холле института Эдисона, сломался без всякой причины и перестал переводить речь в письменный текст. Рядом с ним в тот момент был его создатель Стефан, который ещё не знал о горестном происшествии и очень расстроился: он трудился над роботом целых два года, и все труды насмарку! Парень пытался разобраться в причине поломки, несколько раз разбирал механизм, но ничто не выдавало признаков неисправности. «Вот чёрт! Всё должно работать, но не работает?! К такому жизнь меня не готовила...» — думал он. Расстроенный юноша протирал запотевшие от волнения очки и подумывал уже пойти домой, как вдруг механическая рука дернулась и начала слепо искать ручку на столе перед собой. Парень вскочил и дрожащими руками вручил ей ручку, затем наспех положил на стол перед роботом первую попавшуюся в соседнем лектории бумагу. Робот стал писать... письмо. Настоящее связное письмо, явно кому-то адресованное. Пока Стефан приходил в себя от безмерного удивления, робот уже требовал следующий лист, вычислив, что закончилось место на исписанном. Это было очередное письмо; робота будто прорвало потоком написания писем. Все они, одно за другим, были адресованы каждому студенту одного со Стефаном курса. Юноша едва успевал находить очередные листы бумаги, попутно поглядывая на содержание писем и всё больше обомлевая от невероятности происходящего.
— Это, наверное, сон какой-то, — прошептал он, очередной раз меняя лист на столе.
Е45-JK сразу после шепота издал короткий технический сигнал, обычно обозначающий отсутствие листа, хотя лист уже был, и замер на полминуты.
— Ну, Е45, ты чего? Лист уже есть, пиши.
Робот неопределённо задвигал рукой в воздухе, будто пытаясь что-то показать, затем приступил к письму. После его окончания он затих — окончил работу. Взглянув на последнее письмо, студент был сражён головокружением и для устойчивости присел рядом вместе с листом бумаги. Строчки были адресованы ему, Стефану. Автор искусно ускользал от указания своей личности, но явно хорошо знал того, кому пишет; Стеф долго не мог прийти в себя от шока.
На следующий день робот снова попросил кого-нибудь поблизости подать ему лист характерным сигналом и написал стихи, поразительно похожие по стилю на те, которые когда-то издавал и показывал студентам не так давно почивший профессор Вилфлай. Стихи, полные тоски, боли и некоторой романтики, полились потоком с небольшими паузами, и всякий раз дежурящий у своего детища Стефан подрывался в поисках новых листов. Через день он нашёл себе заместителя по дежурству, и вот уже три дня они по очереди следили за роботом, пишущим стихотворные строчки. Несмотря на то, что он делал это каждый раз с одинаковой размеренностью, его работа быстро превратилась в притягательный для студентов института фокус, которому никто не мог найти объяснения, но все любили наблюдать.
Прочитавшие адресованные им письма, студенты курса, которым руководил профессор Вилфлай, пришли к всеобщему согласию в том, что каким-то образом их любимый лектор смог овладеть роботом Стефана. Невероятно — погибший человек, который вселился в робота! Новость про Е45-JK, его чудесные письма и стихи, разлетелась по институту, городу, штату, а потом и стране невидимым штормом. Скоро все новые новости уже выходили под заголовками, именующими робота именем почившего — Генри, поскольку стихи уже не оставляли никаких сомнений, кого поселил в главном холле институт Эдисон.
— Тогда почему он пишет эти стихи? — парень в толпе снова отвлёк Стефана от наблюдений.
— Я же вроде рассказывал всем: наш курс предполагает, что это профессор Вилфлай совершил чудо и вернулся к нам через Е45. Разве ты не читал новости?
— Я ненавижу новости. А ещё ненавижу врунов. Ты всё это подстроил!
В толпе зашумело массовое ворчание. «Точно, подстроил!» — слышалось то там, то тут. Стефан нахмурился и покраснел, обернулся к роботу и исступлённо прошептал:
— Профессор, если это Вы, может, Вы как-нибудь скажете им? Мне не верят уже не первый раз...
Не успел он закончить фразу, как Е45-JK, ныне Генри, издал сигнал подачи листа, хотя его лист ещё не был закончен, даже строка осталась недописанной.
— Но у Вас уже есть лист.
Робот настойчиво повторил сигнал, даже целых два раза для пущей убедительности. Толпа студентов замолчала, воцарилось выжидающее молчание.
— Убедили, — тихо произнёс Стефан и подал лист. «Надо будет усовершенствовать Е-сорок... Генри, дописать программу, чтобы он распознавал стопку листов на столе и брал листы сам; не сидеть же нам тут вечно,» — попутно подумал он.
Генри занёс ручку над листом, будто бы немного поразмыслил, затем начал старательно выводить буквы крупнее обычного.
«Спасибо, что позволил мне быть здесь. Я, правда, считаю, что слишком рано ушёл и рад, что смог освоить этого робота. Прекрасная работа, Стеф; ты всегда был самой светлой головой на моем курсе, и я горжусь тобой. Покажи это ребятам. Разгильдяй Робин всё ещё может не получить мой зачёт, я пока не поменял своего решения. Пусть подумает получше, прежде чем снова заподозрить тебя во лжи.
Ах да, пусть готовится; если окажется молодцом, у него будет самая красивая надпись «зачёт» на своём факультете.»
Генри требовательно произвёл сигнал смены листа. Стеф поспешно схватил готовый лист и вернул предыдущий, со стихотворением, и пока робот дописывал строчки в нём, пристально читал написанное. Он расплылся в победоносной улыбке и медленно развернул лист к толпе студентов, снова было начавшей недобро перешептываться.
— Теперь профессор Вилфлай — бессмертный! — громко и нарочито чётко произнёс юноша.
По толпе начал расползаться смешок первых дочитавших, и вскоре хохотали уже все. Все, кроме белокурого Робина, который насупился и с опаской взглянул на робота.
— Ладно, я сдам, профессор, — прокричал он сквозь смех ребят вокруг, после чего хохот стал ещё громче.
Несмотря на громоподобный смех юных умов, столкнувшихся с чудом, все отчетливо расслышали, как пропищал в ответ робот. Пока ещё это был единственный его способ разговаривать вслух со студентами.
Понравился рассказ? Оставьте «нравится» или пару слов в комментариях, пожалуйста — это лучшая награда для автора.
Интересно читать подобные пятисловники и дальше? Давайте не теряться, добавляйте «5 Слов — рассказы» в подписки, и я ещё непременно вас порадую!
Что такое «Пять слов»? Подробнее об этом в приветственной статье.
Знакомьтесь и с другим моим творчеством в ВК и прочих соцсетях, которые есть в шапке канала.
Всем успехов и добра, до новых встреч!