Найти тему
Фантастика сегодня

10 лет "Началу": в чем была идея?

Оглавление
"Начало", кадр из фильма
"Начало", кадр из фильма

Фильм Кристофера Нолана может являться почти идеальным примером того, как сложные философские вопросы могут быть упакованы в увлекательный сюжет с фантастикой, приключениями, любовной драмой и противоречивым финалом. В Сиднейском университете даже есть курс, который называется "Философия и кинематография: философия в "Начале"", в котором на основе истории, рассказанной Ноланам раскрываются понятия эпистемологии, метафизики, этики и т.д. Можете, кстати, попробовать записаться на курс - у них есть услуга онлайн-образования правда за деньги.

"Начало", кадр из фильма
"Начало", кадр из фильма

Иллюзорность реальности

Центральная философская проблема, которая поставлена "Началом": как узнать, что ты спишь. Правда, в философии этот вопрос формулируется немного иначе - как убедиться в том, что мир вокруг тебя реален? Вопрос не так прост. Вспомним "Матрицу", которая начинается со сцены пробуждения Нео и представим, что сон, который вы видите - это точное повторение знакомого вам мира. Причем симуляция настолько точная, что повторяет всю логику и физику мира. Вы даже можете "заснуть" внутри этого сновидения. Кстати, такой эффект знаком физиологам - ложный сон внутри сна и, соответственно, ложное пробуждение возможны в фазе БДГ (быстрого движения глаз). Как в этой ситуации определить - где вы находитесь, в яви или в фантазии? Рене Декарт задался этим вопросом и сформулировал свое знаменитое Cogito ergo sum - "мыслю, значит существую". Об этом вспоминают многие, кто пишут о "Начале" Кристофера Нолана, только забывают одну важную деталь - Декарт на основе своих попыток "поймать" реальность догадался до того, как доказать факт собственного существования. Но он так и не смог выработать критерий, позволяющий отличить сон от реальности.

Один из парадоксов фильма Кристофера Нолана заключается в том, что мы так и не можем ответить на главный вопрос - сто же случается с мистером Коббом в финале. Весь фильм построен так, что его узловые моменты могут трактоваться несколькими способами, в том числе и последняя сцена, от которой зависит ответ на самый важный вопрос: а где, собственно, происходило действие? Ведь существуют трактовки фильма, которые утверждают, что всё, увиденное нами на экране - это сновидение. Есть даже различные способы определить - чье именно сновидение. И каждая из версий имеет свои доказательства.

Возможно, что самая важная задача "Начала" - по окончании фильма задать себе вопрос: мы на самом деле видели фильм или продолжаем смотреть сон, в котором мы посмотрели кино? Ужас в том, что точного ответа нет.

"Начало", кадр из фильма
"Начало", кадр из фильма

"Начало", кадр из фильма

Вторая важная идея, на которой держится повествование в "Начале" - это идея о ментальных вирусах. Мы сталкиваемся с ними каждый день: мемчики в интернете это самая простая форма этих виртуальных сущностей. "Мем" как некий образ, передаваемый людьми от одного к другому был впервые описан Ричардом Докинзом в книге "Эгоистичный ген" еще аж в 1976 году, до появдения Интернета, но именно глобальная информационная сеть сделала понятие "мем" знакомым каждому. По сути Кобб в "Начале" использует "дизайнерский" мем, сконструированный для того, чтобы внедрить его в сознания единственного человека с тем, чтобы направить его действия в нужное русло. Несмотря на то, что мем стал массово распространенным явлением и чуть ли не самой популярной формой современного искусства (да, некоторые считают это искусством!) в кинематографе он, как сюжетообразующий элемент встречается довольно редко. Удается вспомнить только Доктора Кто, свергающего британского премьер-министра Харриет Джонс при помощи единственной удачно запущенной фразой, являющейся по сути мемом. Да вот еще "Начало", в котором мысль, облеченная в образ, так же становится оружием.

Кстати, на то, что эта мысль важна для Нолана, говорит хотя бы само название фильма. Дело в том, что "Inception" действительно можно перевести как "Начало", но есть еще один вариант перевода - "момент внедрения" (напр. The child benefit is now at the highest nominal and real level since inception.) И мне кажется, что именно этот смысл имел ввиду Нолан, когда придумывал название для своего фильма. В крайнем случае, если вы вспомните сюжет, то название "Внедрение" подходит к нему гораздо больше.

"Начало", кадр из фильма
"Начало", кадр из фильма

"Начало", кадр из фильма

Еще один важный фактор, который играет в сюжете "Начала" большую роль - время. По легенде фильма, чем глубже вы погружаетесь в пространство снов, перемещаясь из одного слоя в другой, тем медленнее для вас движется абсолютное время: в первом слое часы проходят за минуты, во втором - за ночь вы можете пережить недели, и наконец, где-то в самой глубине этого условного многослойного океана вы можете прожить целую жизнь. Что и происходит с супругами Кобб и что приведет их к самому трагичному моменту истории.

Многие считают, что эти игры со временем нужны Нолану только для того, чтобы добавить драматизма в придуманный им сюжет. Но существует теория, согласно которой именно манипуляции со временем связывают два его фильма - "Начало" и готовящийся к премьере "Довод". Проверить эту теорию до выхода "Довода" на экраны мы не можем, да и сомнительно, что история "хакеров сновидений" окажется связанной с таинственными шпионами, манипулирующими ходом времени, но - почему бы нет? В крайнем случае, фанаты имеют право строить догадки.

"Начало", кадр из фильма
"Начало", кадр из фильма

Есть еще несколько идей, которые делают "Начало" исключительным хотя бы в силу того, что кинематографисты почти не рискуют их затрагивать: многообразие реальностей, в которых могут жить люди; выбор в пользу иллюзии, если она кажется привлекательней, чем реальность; власть, обретаемая с помощью ложных идей и так далее. Но все их раскрыть в одной статье не получится. Поэтому оставляем вам возможность самостоятельно поискать ответы на вопросы, заданные Кристофером Ноланом. Это будет, пожалуй, лучший способ отметить десятилетие выхода фильма.

Другие фильмы о сновидениях, реальности и философских проблемах познания

"Матрица", кадр из фильма
"Матрица", кадр из фильма

"Матрица"

Мы ее уже упоминали в тексте и просто напомним, что этот фильм можно смотреть не только как боевик под клубную музыку конца 90-х, но и как краткий путеводитель по современной философии. Кстати, на эту тему написана уже не одна книга.

"Паприка", кадр из фильма
"Паприка", кадр из фильма

"Паприка"

Анимационная лента, в которой рассказывается о том, какие сложности порождает возможность управлять человеческими снами и путешествовать в них.

"Конгресс", кадр из фильма
"Конгресс", кадр из фильма

"Конгресс"

Лента, комбинирующая обычное кино с актерами и анимацию. Поставлена по (очень отдаленным) мотивам "Конгресса футурологов" Станислава Лема и так же исследующая проблему выбора между печальной реальностью и красивой иллюзией.

"Авалон" , кадр из фильма
"Авалон" , кадр из фильма

"Авалон"

Художественный фильм Мамору Осии, больше известного по легендарному "Призраку в доспехах" (аниме, а не поделие со Скарлетт Йоханссон). Компьютерная игра, в которой можно найти дверь в иную реальность. Стоит ли проходить эту игру до конца и что ты увидишь за этой дверью?

Не забудьте подписаться на наш канал. И обязательно загляните в наше сообщество в ВК, там тоже много интересного.