Подходы МИД Японии к организации двустороннего сотрудничества с развивающимися странами на примере Казахстана: обучение японскому языку и экспорт культурных традиций для обеспечения лояльности к проектам Японии на площадках международных организаций
Япония, как и любая другая современная страна, претендующая на доминантную позицию в своем макрорегионе, стремится использовать политику "мягкой силы" для реализации собственных геополитических интересов. За последние два десятилетия Япония существенно изменила характер своей внешней политики, которая претерпела существенные изменения по сравнению с базисной концепцией родоначальника теории "мягкой силы" американца Джозефа Ная. В рамках этого одним из ключевых направлений японской внешней политики выступает использование "мягкой силы" образовательных проектов. Подход к организации высшего образования Японии уникален, а японская образовательная система заслуженно считается высокоорганизованной и достаточно консервативной. Сегодня Япония является мировым лидером в сфере "экспорта" высшего образования. В японские ВУЗы стремятся поступить абитуриенты из разных стран. Основные конкурентные преимущества японских институтов заключаются в предоставлении востребованных на рынке труда направлений образования и во внедрении наиболее современных высокотехнологичных образовательных методов. Используя все достижения мировой образовательной системы, Япония является не только флагманом Болонского процесса, но и в целом мировым лидером в области образования. При этом японское правительство довольно умело использует описанные преимущества в качестве собственного уникального инструмента "мягкой силы". Акцент во внешней политике Токио делает, прежде всего, на развивающиеся страны. Отдельным направлением заинтересованности является центральноазиатский регион. В этой статье мы предлагаем рассмотреть японский механизм использования образовательной "мягкой силы" на примере внешнеполитических сношений Японии с Казахстаном.
Сегодня "мягкая сила" выступает действенным инструментом реализации внешней политики многих государств. Как известно, автором соответствующей классической теории является американский политолог, гарвардский профессор Джозеф Най. Согласно его подходу, "мягкая сила" представляет, прежде всего, эффективный внешнеполитический государственный ресурс. При этом такие инструменты, как культурная дипломатия или специализированные экономические инвестиции, используются для продвижения международных проектов государства за счет формирования его позитивного имиджа на мировой арене. Анализ использования инструментария "мягкой силы" необходим для прогнозирования геополитических шагов мировых акторов и оценки их влияния на другие государства, политические блоки и объединения, а также выявления механизмов, обеспечивающих успешность реализации самого механизма "мягкой силы".
Что касается инструментария "мягкой силы" Японии, как мы уже отметили, приоритетным направлением его применения является именно образовательная сфера, преимущества в организации которой Токио ежегодно эффективно использует для получения геополитических преференций в отношениях с третьими странами. Так, для обучения иностранных студентов, японское правительство каждый год выделяет специальные бюджетные места, учреждая при этом гранты для их распределения. Для этого министерство образования, культуры, спорта, науки и техники еще в 1954 году создало специальную стипендию Monbukagakusho MEXT. Данная программа предполагает оплату перелета, проживания и питания иностранным студентам, выигравшим стипендиальный грант по итогам прохождения проводимой раз в год серии экзаменов. На сегодняшний день участниками японской программы MEXT стали уже более 70 тысяч молодых специалистов из 160 стран мира.
Казахстану сегодня предоставлено право участия в трех категориях MEXT по направлениям "студент-исследователь", "студент-бакалавр" и "студент-японист". Направление "студент-японист" ориентировано на обучение казахских студентов японскому языку, а лицензии на подбор соответствующих кандидатов в Казахстане имеют пять университетов, основным из которых является Казахский национальный университет им. аль-Фараби.
Также в рамках организованной Японией на казахском направлении специальной "Программы официального содействия развитию" (JODA) в 2000 году на базе университета им. Т. Рыскулова был создан отдельный Казахстанско-Японский Центр развития человеческих ресурсов (KJC). Позднее оператором данной программы и площадкой для центра KJD стал казахский Университет народного хозяйства. В рамках программы JODA Япония реализует миссию по продвижению своей культуры, японского языка и развития человеческих ресурсов, в том числе в формате бизнес-образования, организуемого отделом японской культуры МИД Японии, известном как "Японский фонд" или Japan Foundation. Миссией фонда является продвижение японской культуры и традиций, а также изучение зарубежными странами опыта Японии в области управления и бизнеса. Сегодня при поддержке "Японского фонда" центр KJD ежегодно организует обучение японскому языку порядка 200 граждан Казахстана различных возрастов.
Показателем эффективности данных японских программ "мягкой силы" является наглядный рост интереса казахского населения к японскому языку и культуре на территории Казахстана: ежегодно тысячи казахстанцев приходят на празднование Фестиваля цветения сакуры, Фестиваля Танабата и другие культурные мероприятия, организуемые центром KJC при посольстве Японии в Республике Казахстан. Эти мероприятия знакомят участников с японскими культурными традициями за счет проведения мастер-классов по прикладному искусству и традиционным ремеслам страны восходящего солнца – оригами, кирие, каллиграфии и фурошики.
На примере данных программ японского #МИД в отношении Казахстана становится очевидным, что Япония успешно использует инструментарий "мягкой силы" через образовательно-культурные аспекты двустороннего сотрудничества с Нур-Султаном, формируя благоприятный имидж Японии и обеспечивая лояльность Казахстана в рамках рассмотрения относящихся к сфере японских национальных интересов международных вопросов на площадке #ООН и других международных организаций…
Оригинал статьи размещен : http://narpolit.com/kulturnyj-sloj/obrazovanie-kak-instrument-myagkoj-sily-yaponii-o-programmakh-yaponskogo-fonda-dlya-kazakhstana-mext-joda-kjc