В 2012 году Министерство образования и науки РК решило серьёзно заняться повышением квалификации учителей.
С участием преподавателей факультета образования Кембриджского университета разработали программы трёхуровневых курсов. Планировалось, что эти курсы пройдут около 50% учителей Казахстана и значительная часть директоров школ. Курсы надпредметные, в содержании программ – минимум теории и много тренингов. На этих курсах специально подготовленные тренеры объясняют учителям, что традиционное обучение неэффективно. А для того, чтобы сделать его более эффективным, учителям предлагают внедрять диалоговое обучение, обучать учеников критическому мышлению, изменить систему оценивания и так далее. Учителя, закончившие такие курсы, получали добавку к зарплате. Правда, не все. Только те, кто успел пройти их первыми.
Затем объединили учителей-предметников – отдельно учителей начальных классов, математики, казахского языка, русского языка, химии, истории, географии, информатики и так далее. Учили разрабатывать задания для так называемого формативного (безотметочного) и суммативного – итогового оценивания.
Следующим этапом стало обучение учителей-предметников тому, как учить казахстанских школьников своему предмету на английском языке.
Для реализации всех этих проектов потрачено очень много времени и денег. Международные исследования – например, PISA – пока не обнаружили прорывных результатов у казахстанских школьников.
Но на международных олимпиадах некоторые казахстанские школьники демонстрируют достаточно высокие результаты. Правда, эти дети учатся в школах, в которые учеников и учителей отбирают по конкурсу. И создают особые условия для развития интеллекта, талантов каждого ребёнка.
В рамках перечисленных и других проектов происходило много интересного. Например, международные конференции, на которые из разных стран мира прилетают лучшие специалисты, занимающиеся школьным образованием. Некоторые из них проводят исследования на базе казахстанских школ. И в целом оценивают реформы положительно. Как и связанные с ними изменения в школьной жизни.
Между тем, родители многих школьников принимают решение о переезде в другую страну – чаще всего в Россию. Причины разные. Но одна из них состоит в том, что казахстанские образовательные реформы родителям непонятны.
Впрочем, теперь единственное, чему нужно учить учителей – как эффективно обучать дистанционно. Уже объявили, что именно так будут проходить занятия в первом полугодии следующего учебного года.