Найти в Дзене
Ростляндия

Чему учат учителей в Казахстане

Примерно так проходит обучение учителей. Фото из презентации
Примерно так проходит обучение учителей. Фото из презентации

В 2012 году Министерство образования и науки РК решило серьёзно заняться повышением квалификации учителей.

С участием преподавателей факультета образования Кембриджского университета разработали программы трёхуровневых курсов. Планировалось, что эти курсы пройдут около 50% учителей Казахстана и значительная часть директоров школ. Курсы надпредметные, в содержании программ – минимум теории и много тренингов. На этих курсах специально подготовленные тренеры объясняют учителям, что традиционное обучение неэффективно. А для того, чтобы сделать его более эффективным, учителям предлагают внедрять диалоговое обучение, обучать учеников критическому мышлению, изменить систему оценивания и так далее. Учителя, закончившие такие курсы, получали добавку к зарплате. Правда, не все. Только те, кто успел пройти их первыми.

Таблица из учебного пособия для учителей, разработанного для курсов повышения квалификации
Таблица из учебного пособия для учителей, разработанного для курсов повышения квалификации
Фото из учебного пособия для учителей. Успеваемость школьников зависит от разных факторов. Но среди основных - обучение и развитие учителей
Фото из учебного пособия для учителей. Успеваемость школьников зависит от разных факторов. Но среди основных - обучение и развитие учителей
Фото из учебного пособия. Учителям нужно постоянно меняться , потому что меняется мир
Фото из учебного пособия. Учителям нужно постоянно меняться , потому что меняется мир

Затем объединили учителей-предметников – отдельно учителей начальных классов, математики, казахского языка, русского языка, химии, истории, географии, информатики и так далее. Учили разрабатывать задания для так называемого формативного (безотметочного) и суммативного – итогового оценивания.

Иллюстрация из методического пособия по критериальному оцениванию, изданному в Кыргызстане. Так оценивают формативно - без отметки, но с конструктивными предложениями, что ученику сделать, чтобы работа стала лучше
Иллюстрация из методического пособия по критериальному оцениванию, изданному в Кыргызстане. Так оценивают формативно - без отметки, но с конструктивными предложениями, что ученику сделать, чтобы работа стала лучше

Следующим этапом стало обучение учителей-предметников тому, как учить казахстанских школьников своему предмету на английском языке.

Для реализации всех этих проектов потрачено очень много времени и денег. Международные исследования – например, PISA – пока не обнаружили прорывных результатов у казахстанских школьников.

Но на международных олимпиадах некоторые казахстанские школьники демонстрируют достаточно высокие результаты. Правда, эти дети учатся в школах, в которые учеников и учителей отбирают по конкурсу. И создают особые условия для развития интеллекта, талантов каждого ребёнка.

В рамках перечисленных и других проектов происходило много интересного. Например, международные конференции, на которые из разных стран мира прилетают лучшие специалисты, занимающиеся школьным образованием. Некоторые из них проводят исследования на базе казахстанских школ. И в целом оценивают реформы положительно. Как и связанные с ними изменения в школьной жизни.

На международные конференции, которые проводят на базе лучших школ Казахстана, приезжают специалисты из стран, где высокий уровень демонстрирует вся система образования
На международные конференции, которые проводят на базе лучших школ Казахстана, приезжают специалисты из стран, где высокий уровень демонстрирует вся система образования

Между тем, родители многих школьников принимают решение о переезде в другую страну – чаще всего в Россию. Причины разные. Но одна из них состоит в том, что казахстанские образовательные реформы родителям непонятны.

Впрочем, теперь единственное, чему нужно учить учителей – как эффективно обучать дистанционно. Уже объявили, что именно так будут проходить занятия в первом полугодии следующего учебного года.