С 01.07 в России вводится обязательная маркировка некоторых групп товаров: лекарственных средств, обуви и табака. Для шуб, фотоаппаратов, фотовспышек, духов и шин она уже была введена ранее. Следующими на очереди за этой процедурой – продукты питания.
Сама маркировка – это специальный штрих-код. Его можно увидеть на бутылке шампанского или шубе. В системе каждому товару присваивается уникальный идентификационный код. С его помощью можно отследить местоположение продукции, начиная от производства и заканчивая продажей.
Председатель Союза потребителей России П. Шелищ утверждает, что маркирование началось в тех сегментах рынка, в которых наблюдается высокая доля контрафакта, то есть незаконной продукции. Это стало причиной того, что отраслевые союзы поддержали эту меру. На их решение повлияло еще и то, что финансовые затраты на маркировку товаров практически не сказываются на цене. Тем не менее, эксперт убежден, что для продуктов питания эта мера излишняя.
Согласно информации Федеральной службы государственной статистики, в России от пищевой интоксикации и инфекций каждый год погибает не более двух человек на миллион населения. Это соотношение во много раз меньше среднемирового показателя.
Существует иная проблема – фальсификация продуктов. Она заключается в том, что нечестные производители подменяют качественное сырье на дешевое, экономят на технологии и контроле качества, снижают объемы и вес упаковки. П. Шелищ отмечает, что это обман потребителей, однако здесь нет опасности для их здоровья. Да и цифровая маркировка от этого не защитит. Также она не спасет в случае продуктов, действительно опасных по показателям микробиологии.
Эксперт считает, что сейчас нет необходимости требовать от производителей маркировать каждую упаковку йогурта и платить за это 50 копеек. Если средняя цена одного товара составляет 80 рублей, то при годовом обороте в 16 триллионов рублей россиянам эти 50 копеек обойдутся в 100 миллиардов в год. Кроме этого, у производителей увеличатся траты на приобретение оборудования, обучение сотрудников и включение в процесс операций по маркировке продукции.
Обязательная маркировка товаров – это, по словам Председателя союза потребителей России, дорогостоящее решение для потребителей. СПРФ призывает правительство отказаться от этой меры, у которой нет аналогов в других странах мира.
Читайте также:
Что такое «умные счетчики» для учета электричества? С 1 июля мы будем платить больше?
Какой будет жизнь россиян после 1 июля: важные нововведения
Внимание дачников! 7 вещей, за которые вас могут лишить прав на трассе