Доброго времени суток.
Уже больше 2х лет занимаюсь 3D печатью на FDM принтерах пластиком. И уже полтора года печатаю и окрашиваю различные фигурки. В основном в личную коллекцию или на подарки друзьям...
Недавно закончил изготовление фигурки персонажа вселенной Марвел; Енота Ракету (Реактивного Енота, Rocket Raccoon). В статье опишу основные процессы создания, постобработки и окрашивания фигурки.
Модель не моя. Взял на известном среди печатников сайте Thingiverse
Печатал целиком на принтере Ender-3 pro. Это дешевая и надежная рабочая лошадка.
#3D Печать
Печатал целиком за один раз ABS пластиком. Толщина слоя - 0,08мм Это довольно тонкие слои для такого типа оборудования и обычно люди выставляют 0.1-0.2 мм. Но, по моему мнению, лучше подольше подождать, пока работает машина и потом меньше прикладывать руки к обработке фигурки, чем напечатать быстро, а потом долго вышлифовывать и "вылизывать" модель. Как видно на экранчике, печать длилась почти сутки.
Следующая стадия - надо оторвать поддержки, на которых печатаются нависающие части.
В процессе отделения поддержек оторвало лапку. К сожалению такое случается. Пластик ABS не самый простой в печати. Он любит закрытую камеру, высокую температуру и даже с этим плохо спекается между слоями. Но нет ничего непоправимого. Другая полезная особенность этого пластика - он растворяется обычным ацетоном, что позволяет его клеить и сглаживать с помощью растворителя.
Так же ABS легко режется и шлифуется, хотя тут это и не понадобилось.
По моему мнению, если модель идет с постобработкой и под покраску, то лучше использовать ABS, нежели PLA или PET-G, не смотря на все его недостатки.
Ногу приклеил на место с помощью ацетона. При удалении поддержек особо сложным было место в углублении оружия с обратной стороны.
На этом этапе можно было бы сгладить фигурку с помощью ацетона. Для этого можно пройтись по модели кистью с ацетоном или поместить её в ацетоновую баню. Но я предпочел сглаживание перенести на следующий этап и сначала покрыл фигурку грунтом.
Грунт
Это алкидный грунт фирмы KUDO из балончика. Грунт явно показывает все огрехи на модели. Дефекты слоёв, эхо и т.д. Кроме того, грунт легче обрабатывается тем же ацетоном, чем ABS пластик. Просто мажу его кистью с растворителем поперёк слоев. Для данной модели применял жесткую кисть для шерсти и мягкую для элементов одежды. Жесткая кисть оставляет бороздки, что позволяет подчеркнуть текстуру шерсти. Мягкая сглаживает поверхности.
После обработки ацетоном процарапал с помощью скальпеля множество бороздок на шерсти так же, чтобы выделить её текстуру. Грунт царапается проще, чем пластик и оставляет лёгкие заусенцы.
Следующий этап - нанесение белого грунта от Тамии с помощью аэрографа.
Этот грунт даёт ровный белый цвет, удобный для последующей окраски. Наносится тонким слоем и не скрывает детали. По белому намного удобнее наносить краски, они не меняют своих оттенков.
Наконец покраска
Задул из аэрографа коричневым цветом места с шерстью. Акриловая краска от Тамии.
В аэрографе сильно разбавил матовую черную краску от Деколы и затенил область глаз, щек и места на руках и ногах, прилегающие к одежде. Чуть чуть выделил полосы на хвосте.
Прошелся по всей шерсти Тамиевской черной проливкой, чтобы выделить те бороздки, которые царапал скальпелем.
Серой краской через аэрограф выделил брови с переходом в щёки, полосы на хвосте и немного нос и края ушей. Краска - художественный акрил из тюбика
Сверху белой краской от Тамии ещё сильнее высветлил те же брови, нос, уши и хвост. После аэрографа прошелся сухой кистью белой краской по всей шерсти, чтобы ещё рельефнее выделить текстуру.
Нос и глаза покрасил черной Тамиевской акриловой глянцевой краской. просто капнул на поверхность и она получается блестящей и гладкой.
Выделил зубы, контуры и рта
После шерсти покрасил одежду и орудие...
Тут обычное контрастное рисование. Желтый комбинезон - Охра. Художественный акрил в тюбиках. Так же применял краски от Валеха и эмали металлики от Тамии.
Черной краской выделил углубления, металликом потёртости на частях оружия и одежды. Глянцевой черной краской резиновые складки на ногах.
И Енот в компании других фигурок на полочке...
Работу над Енотом закончил. Всего на весь процесс ушло примерно неделя в режиме "Несколько часов после работы и в выходные".
Впереди ждут новые фигурки...
Если вдруг хочется посмотреть на предыдущие мои работы, то можно это сделать тут.