В последний месяц одной из главных тем СМИ являются массовые протесты в Америке, начавшиеся после убийства полицейским афроамериканца Джорджа Флойда. Протесты не обошли стороной и сферу кино — классический фильм «Унесённые ветром» убрали со стримингового сервиса HBO Max, обвинив в романтизации рабства, а теперь планируют переосмыслить содержание и ряда других кинокартин, содержащихся на этой платформе. Рассмотрим, как отражено отношение к теме расовой дискриминации в американском кинематографе.
Начиная с первого президентского срока Барака Обамы расовый вопрос в американском кинематографе стал острее и актуальнее. С приходом афроамериканца на пост президента в искусстве стало проще и свободнее высказываться о проблемах расовых меньшинств. В современном кино особое внимание уделяется художественному исследованию дискриминации темнокожего населения Америки. Только за последнее десятилетие три кинокартины о проблемах темнокожих получили «Оскар» за лучший фильм: «12 лет рабства», «Лунный свет» и «Зелёная книга». С 2010 года сняли немало других популярных фильмов на эту тему: «Прислуга», «Джанго освобождённый», «Черный клановец», «Прочь» и другие. Рассказываем, как менялось кино о расовом неравенстве в Америке и в чём причина небывалого интереса к этой тематике в 10-е годы XXI века.
Ранний период. От Вильсона до Трумэна
На раннем этапе американского кино появился термин вайтвошинг (от англ. whitewashing the cast), подразумевающий практику найма белых актеров на роли персонажей и героев других рас. Примером служит классическое трехчасовое полотно Дэвида Уорка Гриффита о Гражданской войне — «Рождение нации» (1915), где темнокожих играли белые актёры, намазанные гуталином. Общим посылом картины было то, что белых людей угнетают и они дают отпор нагрянувшим темнокожим рабам и саквояжникам (северяне-предприниматели, приехавшие в южные штаты после Гражданской войны). Содержание вызвало споры и протесты ещё в те времена, однако сегодня фильм считается классическим и этапным произведением с точки зрения техники и новаторских приёмов. Несмотря на это, в американских киношколах отказались его показывать, хотя фильм внесён в Национальный реестр.
В 1939 году выходит другой классический кинохит «Унесённые ветром», по роману Маргарет Митчелл. В этом фильме, как и в «Рождении нации», вновь исследуется гражданская война, но здесь сюжет посвящен не политике или войне. Местом действия был избран рабовладельческий Юг, однако эта лента примиряла белых и чёрных, создавала дружескую атмосферу, в которой уживались все народы. Служанка в исполнении Хэтти МакДэниэл подчёркивала эту гармонию. Она была первой в истории темнокожей актрисой, получившей «Оскар». На фоне современных протестов фильм подвергся критике по протекции Джона Ридли, сценариста фильма «12 лет рабства». В день 125-летия со дня рождения Хэтти МакДэниэл, на фоне расовых протестов в Америке фильм убрали со стримингового сервиса HBO Max, а спустя время вернули, добавив к нему два видео, в которых поясняется исторический контекст фильма. Новость быстро обошла большинство мировых СМИ, так как фильм считается бессмертной классикой, внесён в Национальный реестр, и более 80 лет с момента выхода не вызывал возмущений и критики со стороны расовых меньшинств.
От Эйзенхауэра до Джонсона
Ко второй половине XX века, когда темнокожее население в Америке получило избирательные права и расовая сегрегация была отменена, последовала волна фильмов на расовую тематику. Самые известные среди них — «Убить пересмешника», «Изюминка на солнце», «Угадай, кто придёт к обеду» и оскароносная «Полуночная жара». Кино тех лет, как правило, носило не назидательный тон, и примиряло только что официально «породнившихся» белых и чернокожих, которые теперь были равны. «Убить пересмешника» позиционировался как фильм о справедливом правосудии для всех рас. «Угадай, кто придёт к обеду» повествовал зрителям о предрассудках на тему межрасовой любви. «Полуночная жара» в том же характере исследовала причины и корни расовых стереотипов, из-за которых два напарника-детектива, чёрный и белый, поначалу не находили общий язык. Таким образом, кино 60-х годов давало понять, что общество на пороге становления уклада, где права и возможности людей всех рас равны.
От Никсона до Буша-младшего
С приходом «Нового Голливуда» и отмены Кодекса Хейса (нравственный и этический кодекс производства фильмов в Голливуде), американский кинематограф сменил акцент с расовой тематики на остросоциальную и политическую. Отказ от классической студийной системы давал режиссёрам полную творческую свободу. На почти 20-летний период в мейнстримном кино расовая тема была забыта, а темнокожие актёры с этого момента играли полноценные роли на равных с белыми, номинировались на «Оскар» и другие награды. Фильмы о проблемах чернокожих появлялись периодически, как и другие картины на остросоциальные темы.
Вновь повышенный интерес на расовую тематику в кинематографе наметился в конце 80-х. Были сняты картины «Миссисипи в огне», «Делай, как надо», «Шофёр мисс Дейзи», «Ребята с улицы». Этот интерес обозначился на фоне отмены режима апартеида в ЮАР, и притеснений белого населения на территории Южной Родезии. В 90-е и 00-е годы вышел ряд значимых картин на расовую тему. «Время убивать» — это более острый и осовремененный вариант «Убить пересмешника», «Американская история X» — культовая картина о неонацистах, и «Рэй», пронзительная биографическая драма о певце Чарльзе Рэе. Афроамериканцев стало больше в массовой культуре: появилась рэп-музыка, фильмы о бандах и гетто, а в СМИ впервые возник термин блэквошинг (от англ. blackwashing — антоним вайтвошинга).
Сложно как-то однозначно охарактеризовать этот период в становлении кино на расовую проблематику в Америке. Были как миролюбивые, пуританские фильмы на эту тематику, вроде получившего «Оскар» «Шофёра мисс Дейзи», так и фильмы на грани провокации в духе «Делай, как надо» Спайка Ли. Расовый вопрос в кино активно существовал и выглядел наиболее интересно для зрителя, так как представлял собой разноплановые картины на эту тематику: от миролюбивых и объективных, до подстрекательских и пропагандистских.
От Обамы до Трампа
Блэквошинг проявился в американском кино к началу 10-х годов XXI века, когда это явление достигло своего пика, и затронуло даже экранизации старых европейских сказок, где гномы и принцы внезапно становились темнокожими. Другая современная тенденция — когда практически в каждом фильме в той или иной мере присутствуют афроамериканцы, и не только в массовке, но и на главной или второплановой роли. Это известное явление, которое именуется репрезентацией, однако в нынешних кинематографических реалиях оно не работает по отношении к другим расам: азиатам, или латиноамериканцам — на счёт них, как правило, не соблюдается подобного обязательства.
Отсутствие темнокожего в фильме легко становится причиной обвинения в расизме, а киностудии могут поставить крест на карьере любого, даже самого известного режиссёра. В СМИ на эту тематику могут разгореться нешуточные скандалы. В 2016 году режиссёр Спайк Ли, обвинил премию «Оскар» в расизме, поскольку среди номинантов на лучшую мужскую и женскую роль уже второй год подряд не было афроамериканцев. Однако «Оскар» выдаёт кинонаграды за заслуги и художественные достоинства, и в его регламенте не существует правила в виде обязательной номинации чернокожих, азиатов или латиноамериканцев — на награду номинируются те, кто проявил себя, а не тот, кто имеет определённый цвет кожи.
Одной из причин таких изменений в кинематографе стал приход к власти Барака Обамы. Афроамериканец во главе государства воспринимался как торжество толерантности в США, а когда ко власти пришёл Дональд Трамп, то необходимость освещения расового вопроса встала ещё агрессивнее и жёстче. Другая причина — расовые протесты, которые имели место и в предыдущие десятилетия, но сейчас участились. Помимо полицейского произвола, протестующих сегодня беспокоит расизм и расовая сегрегация в учебных заведениях. По их мнению, эти явления по-прежнему продолжаются.
Свобода в освещении проблем чернокожих вылилась в то, что кинематографисты перестали стремиться к борьбе с нетерпимостью и продвижению равенства в фильмах. Теперь кино используется как площадка для высказывания тех, кто ранее не имел такой возможности. Вместо продвижения идеи всеобщего равенства у кинодеятелей возникла необходимость противопоставления белых и чёрных. Отчасти эта идея наблюдается в фильмах «Сельма», «Прислуга» и «12 лет рабства». В первом нам объясняют, что белый по-прежнему нужно воспринимать как цвет власти и угнетения, а во втором и третьем мы имеем дело с клишированными образами в виде белых угнетателей-плантаторов, и бездушных «роботов», плохо относящимся к своей прислуге. Присутствует и юмор на грани фарса и стёба как у Тарантино в «Джанго освобождённом» и «Омерзительной восьмерке», где используются довольно жёсткие выражения и диалоги по меркам толерантного общества. В свою очередь, фильмы главного кинематографического борца за права чернокожих Спайка Ли стали откровенной пропагандой — в финале «Чёрного клановца», действие которого происходит в 70-е годы, зрители внезапно попадают в сегодняшний день. В концовке художественного фильма показывают Трампа, насаждают левые убеждения, демонстрируют жестокие кадры по отношению к леворадикальным расовым меньшинствам (многие борцы за права чернокожих — приверженцы левой идеологии, не приветствуют консервативную политику Трампа, считая её дискриминирующей по отношению к афроамериканцам).
Так, расовый вопрос, который освещают в современных фильмах, не позиционируется как миролюбивый и стремящийся к равенству всех народов. Сегодня он имеет односторонний характер, когда в кино чаще всего освещаются проблемы лишь темнокожего населения. По сравнении с предыдущими десятилетиями, в картинах на эту тематику используются более агрессивные и жёсткие средства художественного выражения: элементы пропаганды, фарс, чёрный юмор, продвижение определённых взглядов и идей. В современных кинематографических реалиях чаще всего принято выделять расизм по отношении к афроамерикнацам, в то время как дискриминация коренных индейцев, белых, испаноязычных американцев и азиатов освещается в разы меньше, и мейнстримовых фильмов на эту тематику мало.
Автор: Максим Артёмов
Редактор: Ирина Суслова, Ксения Железова