Данную картину уже обругали все, кому ни лень. Но мы не будем повторять пройденное, и выделим один явный плюс, который мало кто заметил.
Отечественный кинематограф давно болен одним недугом, который поражает большинство работ о Великой Отечественной войне. Болезнь называется просто – заезженный и шаблонный образ сотрудника НКВД, который насквозь пропитан мерзкими стереотипами.
Вспомните, какой типаж этого человека создают режиссёры? Это всегда злой офицер, который всех во всём подозревает. Он хочет осудить как можно больше людей, что бы выслужиться перед начальством. У него нет никаких моральных принципов, он жесток и беспощаден. Он подлый и завистливый, при первой же возможности подставляет людей. И в 95% случаев «особист» предстает перед зрителем именно в таком образе.
Картина «На Париж» стала тем самым редким исключением. Не будем рассматривать все её минусы. Нас интересует неожиданно объективный образ офицера НКВД в исполнении Сергея Маковецкого. Забегая вперед, сразу отметим, что, к сожалению, к концу ленты этот персонаж теряет свою адекватность. Но обо всём по порядку.
Майор Столетов получился на удивление нормальным человеком. Он чётко исполняет свои обязанности: арестовывает дезертиров и пьяниц и пытается доставить тех обратно в расположение советских войск. Герой Певцова по пути пытается устыдить майора в несуществующих вещах, вешая на того всех собак.
Но «особист» остается непреклонен и исправно исполняет свой долг. Почему, собственно, он должен прощать этих любителей алкоголя и женщин? Да ещё и рисковать своей карьерой ради офицеров – дезертиров. Они не срочники какие-то, которые не до конца понимают, какие в армии порядки. Это боевые офицеры, здоровые мужики, которые повели себя, как дети.
Поэтому монолог героя Певцова о том, что хватают всех подряд без разбора ни за что, выглядит очень смешным.
Но в дальнейшем, создатели картины как будто стесняются, что Столетов получился уж слишком адекватным, поэтому сюжет делает крутой поворот. Логика в действиях майора пропадает, и он решает отпустить дезертиров. Вы понимаете, да? Ради незнакомых ему людей, которые являются к тому же ещё и преступниками, он в одну секунду рушит свою карьеру. Это разве поступок нормального человека?
Я понимаю, если бы на месте офицеров – танкистов был бы новобранец, который покинул расположение части, что бы попрощаться с любимой девушкой, например. Такой поступок хоть нарушает устав, но по-человечески его понять можно. Но то, что сотворили герои фильма, ни в какие ворота не вписывается.
И в таких условиях майор НКВД проявляет неоправданную жалость, подводя себя самого под суд. Логики нет вообще никакой. И этот эпизод убил во мне слабо зарождавшуюся надежду. Надежду на то, что в фильмах про нашу войну, наконец, начнут стремиться к правде и объективности. На то, что перестанут искажать историю и позорить реально существовавших людей. Что режиссёры поймут, наконец, что воевали все и эта победа общая заслуга.
Список моих ожиданий можно продолжать и дальше. Но, как сказал когда-то один известный российский футболист: «Ваши ожидания – ваши проблемы».
Спасибо, что заглянули и да пребудет с нами хорошее кино!
Фото созданы с помощью сервиса https://yandex.ru/images